Navigation bar
  Print document Start Previous page
 404 of 584 
Next page End  

патологическое явление.
Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные
чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность
чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоги приходит
страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то,
точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической
аффективно-эмоциональной чувствительности — чувство непосредственно выражало состояние
организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определ¸нных реальных
отношениях с окружающей действительностью. Однако само отношение не было ещ¸ осознанным
содержанием чувства. На этом втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в
осознанном переживании отношения человека к миру.
Так же как восприятие не является суммой отдельных ощущений, эмоции — чувства — не
представляют собой простую сумму или агрегат чувственных возбуждений, исходящих от отдельных
висцеральных реакций. Чувства человека — это сложные целостные образования, которые
организуются вокруг определ¸нных объектов, лиц или даже предметных областей (например искусство)
и определ¸нных сфер деятельности. Как отдельные местные раздражения не определяют сами по себе
однозначно чувственных качеств восприятия, точно так же и периферические висцеральные
возбуждения не определяют сами по себе чувств; в состав их включаются интеллектуальные
компоненты. Отдельные чувственные компоненты эмоций возникают внутри этих целостных чувств,
обусловленные и опосредованные ими, а значит, и тем отношением к объектам, которое выражается в
чувстве. Таким образом, самые чувственные элементарные компоненты чувства у человека
представляют собой нечто большее и нечто иное, чем простое выражение происходящих в индивиде
органических процессов. Такое — предметное — чувство, чувство к кому-нибудь или к чему-нибудь,
выражает не просто состояние субъекта, а отношение его к объекту, к миру.
Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами чувства
дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно
называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и
моральные чувства. Ценность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того,
какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический
смысл. Идеологическое содержание чувства, представленное в н¸м в виде переживания, и определяет
его ценность.
В центре моральных чувств — человек; моральные чувства в конечном сч¸те выражают — в
форме переживания — отношения человека к человеку, к обществу; их многообразие отражает
многообразие человеческих отношений. Моральные чувства уходят своими корнями в общественное
бытие людей. Общественные межлюдские отношения служат не только «базисом», предпосылкой
возникновения человеческих чувств, но и определяют их содержание. Всякое чувство как переживание
является отражением чего-то значимого для индивида; в моральных чувствах нечто объективно-,
общественно-значимое переживается вместе с тем как личностно-значимое для человека.
Существование интеллектуальных чувств — удивления, с которого, по Платону, начинается
всякое познание, любопытства и любознательности, чувства сомнения и уверенности в суждении и т. п.
— является ярким доказательством взаимопроникновения интеллектуальных и эмоциональных
моментов.
Связь чувства с предметом, который его вызывает и на который оно направлено, выступает
особенно ярко в эстетических чувствах. Это заставляло некоторых говорить применительно к
эстетическому чувству, что оно является «вчувствованием» в предмет. Чувство уже не просто
вызывается предметом, оно не только направляется на него, оно как бы входит, проникает в него, оно
по-своему позна¸т его собственную сущность, а не только как бы извне относится к нему, и притом
познает с какой-то особой, интимной проникновенностью. Когда произведение искусства, картина
природы или человек вызывает у меня эстетическое чувство, то это означает не просто, что он мне
нравится, что мне приятно на него смотреть, что вид его доставляет мне удовольствие; в эстетическом
чувстве, которое они у меня вызывают, я познаю специфически эстетическое качество — их красоту.
Это их специфическое качество, собственно говоря, может быть познано только через посредство
чувства. Чувства, таким образом, в своеобразных и совершенно специфических формах выполняют и
познавательную функцию, которая на высших уровнях приобретает осознанно объективированный
характер.
Познавательный аспект эмоций в их высших проявлениях является завершающим звеном в
Hosted by uCoz