Navigation bar
  Print document Start Previous page
 405 of 584 
Next page End  

сложных взаимоотношениях эмоциональной и интеллектуальной сферы у человека. На вс¸м
протяжении своего развития они образуют противоречивое единство. На самых ранних стадиях
предметно-познавательные и аффективные моменты не отдифференцированы. По мере того как они
дифференцируются, между ними созда¸тся антагонизм, противоречие, которое, однако, не упраздняет
их единства. Вся история развития аффективно-эмоциональной сферы, переход от примитивных
аффектов и чувств к высшим чувствам, связана с развитием интеллектуальной сферы и
взаимопроникновением интеллектуального и эмоционального. Сначала чувства вызываются
ощущениями, восприятиями непосредственно наличных предметов; затем, с развитием
воспроизведения, представления также начинают вызывать чувства; воображение движется ими и, в
свою очередь, их питает: наконец, и отвлеч¸нные мысли начинают вызывать иногда как нельзя более
горячие и страстные чувства, которые выражают вс¸ их жизненное значение для человека.
Сначала эмоции полонят познание: человек в состоянии понять в действиях других людей только
то, что он сам чувствует. Затем познание освобождается от чувства; человек может понять и то, что
собственному его чувству чуждо: он может, как учит Б. Спиноза, не любить и не ненавидеть, а только
понимать даже человеческие поступки так, как если бы речь шла «о линиях и плоскостях». И, наконец,
чувство, которое прежде подчиняло познание, которое затем отделилось от него, начинает следовать за
познанием. Оно далеко выходит за узкие пределы органических ощущений. Углубл¸нное понимание
объективной общественной значимости направляет само чувство человека. Он не только понимает,
какое дело правое; его любовь и его ненависть распределяются в соответствии с этим пониманием.
В процессе развития эмоциональные и предметно-познавательные моменты вс¸ более
дифференцируются. Отделившись от них, чувства начинают направляться на предметы, выражать
отношение к ним субъекта. И, наконец, на высших ступенях развития чувства возможно, как мы видели
на примере эстетических чувств, восстановление на высшей основе более тесного единства и
взаимопроникновения эмоционального и предметного. В этих высших предметных чувствах особенно
непосредственно и ярко проявляется обусловленность их развития общественно-историческим
развитием. Порождая предметное бытие различных областей культуры, общественная практика отчасти
порождает, отчасти развивает чувства человека как подлинно человеческие чувства. Каждая новая
предметная область, которая созда¸тся в общественной практике и отражается в человеческом
сознании, порождает новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение человека к
миру.
Наконец, над предметными чувствами (восхищения одним предметом и отвращения к другому,
любви или ненависти к определ¸нному лицу, возмущения каким-либо поступком или событием и т. п.)
поднимаются более обобщ¸нные чувства (аналогичные по уровню обобщ¸нности отвлеч¸нному
мышлению), как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Эти чувства
тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния [С. Л. Рубинштейн, Принцип
творческой самодеятельности // Уч¸ные записки высшей школы г. Одессы. 1922. Т. 2.], приуроченные к
определ¸нному случаю, но по большей части они выражают общие более или менее устойчивые
мировоззренческие установки личности. Мы бы назвали их мировоззренческими чувствами.
Уже чувство комического, с которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе
интеллектуальный момент как существенный компонент. Чувство комического возникает в результате
внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица
и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением,
рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в
которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сперва с видимостью
превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность,
обычно заключ¸нные в комическом, сами по себе ещ¸ не создают этого впечатления. Для
возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение
неосновательной претензии.
Чувство комического предполагает, таким образом, уже известное понимание соотношений. Но
иногда, когда речь ид¸т, например, о несоответствии поведения в какой-нибудь более или менее
обыденной житейской ситуации, сознание этого несоответствия легко доступно и потому уже очень
рано наблюдается у детей (как показало в частности провед¸нное у нас исследование Жуковской).
Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония.
Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то
положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех
сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. Английский писатель Дж. Мередит прямо
Hosted by uCoz