Navigation bar
  Print document Start Previous page
 407 of 584 
Next page End  

несущественный момент благой в своей основе действительности, как преходящий эпизод в ходе
событий, который в конечном сч¸те закономерно вед¸т к благим результатам. Но когда зло начинает
восприниматься как существенная сторона действительности, как заключающееся в самой основе и
закономерном ходе е¸, юмористическое чувство неизбежно переходит в чувство трагическое. При этом
трагическое чувство, констатируя фактическую взаимосвязь добра и зла, остро переживает их
принципиальную несовместимость.
Трагическое чувство тоже, хотя и совсем по-иному, чем ирония, связано с чувством
возвышенного. Если в иронии возвышенное внешне противостоит злу, низменной действительности, то
для трагического чувства возвышенное вступает в схватку, в борьбу со злом, с тем, что есть в
действительности низменного.
Из трагического чувства рождается особое восприятие героического — чувство трагического
героя, который, остро чувствуя роковую силу зла, борется за благо и, борясь за правое дело, чувствует
себя вынужденным неумолимой логикой события иногда идти к добру через зло.
Чувства юмора, иронии, трагизма — это чувства, выражающие очень обобщ¸нное отношение к
действительности. Превращаясь в господствующее, более или менее устойчивое, характерное для того
или иного человека общее чувство, они выражают мировоззренческие установки человека. Не служа
специальным побуждением для какого-нибудь частного действия, как, например, связанное с влечением
к какому-нибудь предмету чувство удовольствия или неудовольствия от какого-нибудь чувственного
раздражителя, чувство трагического, юмор, ирония, отражая обобщ¸нное отношение человека к миру,
опосредованно сказываются на вс¸м его поведении, на самых различных его действиях и поступках, во
вс¸м образе его жизни.
В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени: 1) элементарные
чувствования, как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека
подчин¸нную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных
чувств, 2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и
состояний; 3) обобщ¸нные мировоззренческие чувства; все они образуют основные проявления
эмоциональной сферы, органически включ¸нной в жизнь личности. Наряду с ними нужно выделить
отличные от них, но родственные им аффекты, а также страсти.
Аффекты
Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного
характера, который может дать не подчин¸нную сознательному волевому контролю разрядку в
действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выражающимися в
дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике,
выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном
состоянии в не¸ вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции.
«Выразительные» движения подменяют действие или, входя в него как часть, как компонент,
дезорганизуют его. Эмоциональные процессы по отношению к предметным действиям нормально
выполняют лишь «тонические» функции, определяя готовность к действию, е¸ темпы и т. п. В аффекте
эмоциональное возбуждение, получая непосредственный доступ к моторике, может дезорганизовать
нормальные пути е¸ регулирования.
Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом,
более высоком, плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается
в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек «теряет голову». Поэтому
в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе
действия. Действие в состоянии аффекта, т. е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а
не вполне регулируется им. Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего
кодекса) рассматривается как смягчающее вину обстоятельство.
Аффективный характер приобретают по преимуществу эмоциональные процессы, имеющие
максимально личностный, минимально опредмеченный характер, например чувства, связанные с
влечением, а не эстетические чувства.
Аффективные состояния, будучи эмоциональными образованиями большого напряжения и
взрывной силы, дают обычно особенно значительные внутриорганические изменения и яркие
выразительные реакции.
Аффективные взрывы вызываются обычно конфликтом противоположно направленных
Hosted by uCoz