Navigation bar
  Print document Start Previous page
 412 of 584 
Next page End  

новейших исследований по этому вопросу см. М. С. Jones and В. S. Burks, Personality development in
Childhood. A Survey of Problems, Methods and experimental Findings, Waschington, 1936.] и др.) показал,
что реакции страха и гнева в первое время после рождения неразличимы; они дифференцируются
позже. Повторив опыты Уотсона, Шерман установил — пут¸м опроса многих лиц, в числе которых
были также лица, специализировавшиеся на уходе за детьми, — что определение характера
эмоциональной реакции младенцев основывалось по преимуществу на знании ситуации, стимула; в тех
случаях, когда эти последние были неизвестны, определение эмоциональной реакции становилось очень
шатким, недостоверным.
Шерман, Бридж, Бюлер и др. допускают поэтому в качестве первичных лишь очень
недифференцированные реакции «избегания неудовольствия», на основе которых лишь впоследствии
образуются относительно сложные реакции «страха» и «гнева», объединяющие в единое целое ряд
компонентов, и такую же недифференцированную сначала положительную реакцию.
Самые ранние эмоциональные проявления реб¸нка связаны прежде всего с органическими
потребностями и ощущениями. Потребность в пище, ощущения холода и мокроты, утрата равновесия,
давление и препятствие свободе движений вызывают первые отрицательные реакции реб¸нка
эмоционально-аффективного типа, аналогичные реакции страха, гнева и др. Ласка уже очень рано, через
несколько недель после рождения, вызывает многообразные внешние проявления, обычно связанные с
чувством удовольствия: общее возбуждение, потягивания, вздохи, ускорение пульса и периферического
кровообращения, больший блеск глаз и пр. Аналогичное возбуждение вызывают движения. Мышечные,
кинестетические ощущения очень рано порождают проявления, напоминающие выражение радости, —
общее возбуждение, вздрагивание, гортанные звуки и щебетание, очень похожее на выражение
удовольствия. С возрастающей л¸гкостью движений сопровождающие их положительные
эмоциональные проявления увеличиваются.
Внешние возбудители эмоциональных реакций сначала очень немногочисленны и
ограничиваются элементарным раздражителем: реакция «гнева», например, вызывается стеснением
движений при пеленании, реакция «страха» — утратой опоры и громкими звуками (Уотсон).
Важнейший этап в дальнейшем эмоциональном развитии реб¸нка наступает тогда, когда не
только ощущения, но уже и представления начинают вызывать вс¸ более многообразные и сложные
чувства. На этой новой основе возникают новые чувства, отражающие вс¸ более сложную и вс¸ более
сознательную жизнь. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции. Не только сильный
шум или утрата равновесия, но и целый ряд других явлений, необычных для реб¸нка или
представляющихся ему на основании его расширяющегося опыта угрожающими, опасными, могут уже
вызвать у него страх. Необходимым становится в связи с этим достаточно бережное и правильное
обращение с реб¸нком, чтобы не внедрить в него уже в ранние годы ненужного страха перед целым
рядом явлений.
Заодно с расширением круга явлений, которые вызывают у реб¸нка определ¸нные, уже
доступные ему эмоции, расширяется и круг эмоций или чувств, доступных реб¸нку. Рано проявляется у
реб¸нка чувство симпатии к близким людям, непосредственно его окружающим, заботящимся о н¸м.
Уже в раннем детстве, в преддошкольном возрасте можно наблюдать у детей более или менее ярко
выраженные симпатии и предпочтения к матери или отцу, к бабушке и т. д. Это чувство симпатии
постепенно начинает распространяться на более широкий круг людей, обнимая и тех, кто менее близко
соприкасается с реб¸нком, на животных и т. д. Оно становится вместе с тем вс¸ более сознательным.
С этого, сначала очень несложного, чувства симпатии начинается развитие у реб¸нка
социальных чувств. В связи с развитием социальных чувств совершается и развитие личностных чувств
— самолюбия, чувствительности к обиде, к порицанию и к похвале и т. д.
В дошкольном возрасте, а иногда и раньше можно наблюдать у детей уже и проявление
эстетических чувств. Маленький Сер¸жа Б. мог в возрасте 2 лет часами с блаженной улыбкой и
вспышками величайшего восхищения слушать музыку — Баха, Моцарта, Бетховена. В 2 года, услыхав
впервые мычание коровы, он стал со страдальческой гримасой и слезами на глазах жаловаться матери
— «как она некрасиво по¸т» — и просил, чтобы это «пение» прекратили.
Тонкостью своего эстетического чувства некоторые дети резко выделяются среди своих
сверстников. Нужно вообще сказать, что в отношении эстетических, как и вообще всех высших, более
тонких чувств существуют очень значительные индивидуальные различия; индивидуальные
особенности в этом отношении уже сравнительно рано начинают перевешивать возрастные.
Уже в пределах дошкольного возраста эмоциональная жизнь реб¸нка может достичь
относительно значительного богатства и разнообразия, в особенности если воспитание да¸т для их
Hosted by uCoz