Navigation bar
  Print document Start Previous page
 414 of 584 
Next page End  

включаются в его восприятия, и лишь затем познание мира и эмоциональное к нему отношение
дифференцируются. В дальнейшем отношение чувств к предметному миру снова восстанавливается на
новой основе: отдифференцировавшись от восприятия, чувства получают вместе с тем вс¸ более
определ¸нную предметную отнес¸нность; они организуются вокруг определ¸нных предметных
областей и становятся вс¸ более стойкими формами предметного сознания, выражая измен¸нное
отношение подрастающего человека к миру. Сначала они относятся преимущественно к частным
реальным объектам. Затем, особенно в подростковом и юношеском возрасте, происходит двоякий
сдвиг: не ограничиваясь единичными частными объектами, эмоции распространяются на область
общего и отвлеч¸нного; не только вещи, но и идеи начинают привлекать к себе. Вместе с тем
преодолевается эмоциональная поглощ¸нность непосредственным окружением, характерная сначала
для детей. Эмоциональное развитие человека проходит в этом отношении путь, аналогичный пути его
интеллектуального развития: чувство, как и мысль реб¸нка, сначала поглощено непосредственно
данным; лишь на определ¸нном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения
— родных, близких, в которое реб¸нок врос, и начинает сознательно направляться за пределы этого
узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций от единичных и частных объектов в область общего
и абстрактного, происходит другой, не менее показательный сдвиг — чувство становится
избирательным. Его объект из частного и единичного становится индивидуализированным: вот именно
этот человек и только он привлекает к себе. Лишь соединение этих двух моментов
индивидуализации с общностью и идейностью — определяет специфику зрелого чувства,
формирующегося у подростка.
Происходящий у подростка и юноши процесс включения его в культуру той общественной
среды, к которой он принадлежит, влеч¸т за собой расширение и перестройку его эмоциональной
сферы. Новые области предметного мира приобретают для него жизненный смысл, и новые чувства
начинают светиться и пламенеть в н¸м. В человеке формируются новые чувства — этические,
эстетические и т. д., и новые сферы бытия, до сих пор бл¸клые и безразличные, загораются яркой,
праздничной жизнью. Чувства человека при этом вс¸ более объективируются, «опредмечиваются»; они
теряют узко личный характер: нравится и привлекает уже не только то, что приятно. Вместо того чтобы
полонить и направлять суждение человека, чувство начинает часто перестраиваться и направляться в
сторону, определяемую идеологией.
Подросток включается в коллектив, объедин¸нный идейными интересами и установками; сами
чувства его перестраиваются; для него становятся доступными чувства к другим людям на основе
идейной общности. Социальное, а в классовом обществе классовое содержание эмоций выступает вс¸
более явственно и осознанно. Раст¸т и крепнет чувство классовой солидарности. Оно начинает
охватывать трудящихся всего человечества. Вместе с тем вс¸ сознательнее становится совсем особое
чувство советского патриотизма, который теснейшим образом сочетается с интернационализмом,
чувство к своей родине, являющейся идейной родиной трудящихся всего мира.
В эмоциональной сфере находит себе отражение вс¸ многообразие социальных отношений, в
которые включается юноша, и идеология, из которой он исходит. Вместе с тем его чувства становятся и
вс¸ более индивидуализированными, — они вс¸ в большей степени выражают его характер. Вс¸ более
многообразными становятся проявляющиеся в них индивидуальные различия установок, интересов,
идеалов, отражающие индивидуальный путь развития юноши, формирования его личности и е¸
направленность. В этом процессе формирования личности подрастающего человека существенную роль
играет воспитание.
Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые
появляются у человека на определ¸нной стадии его развития, не являются обязательно лишь
продолжением, хотя и усложн¸нным опытом, его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не
развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории; изменяются установки личности,
е¸ отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними
преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоций в замкнутом ряду Чувства, специфичные для
одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые
чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определ¸нная эпоха в жизни человека
отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется
другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от
чувств одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.
В свою очередь одно какое-нибудь чувство, ставшее особенно значительным переживанием для
данной личности, может определить как бы новый период в е¸ жизни и наложить на весь е¸ облик
Hosted by uCoz