Navigation bar
  Print document Start Previous page
 418 of 584 
Next page End  

сознательного регулирования.
Волевое действие — это кортико-пирамидальный процесс. В его выполнении участвует ряд
центров: низшие двигательные центры, центры, расположенные в двигательной зоне коры, из которой
исходят идущие к низшим центрам проводящие пути, и центры той зоны, в левом полушарии, с которой
связаны все высшие, наиболее сложные виды деятельности человека. Поражение отдельных участков
двигательной зоны и проекционных систем производит частичные параличи дифференцированных
движений; поражение зоны в левом полушарии, с нарушением которой связаны также расстройства
других высших психических функций (мышления, речи), вызывает так называемые апраксические
расстройства — расстройства сложного волевого действия.
Подчинение непроизвольной импульсивности сознательному регулированию, выработавшееся у
человека в процессе общественной практики, предполагает новое специфическое отношение человека
как субъекта к миру. Человек должен выделить себя из природы, противопоставить себя предметному
миру. Он должен обрести свободу по отношению к непосредственно данному, с тем чтобы иметь
возможность его изменять. Свобода волевого акта, выражающаяся в его независимости от импульсов
непосредственной ситуации, означает, что поведение человека не детерминировано прямо его
непосредственным окружением, а, конечно, не то, что оно вообще не детерминировано. Волевые
действия не менее детерминированы и закономерны, чем непроизвольные — импульсивные,
инстинктивные, рефлекторные — движения; но только закономерность и детерминированность их иная.
Из непосредственной она становится опосредованной. Волевое действие опосредуется через сознание
личности.
Заодно с изменением отношения действия к окружающей действительности изменяется и
отношение его к личности, от которой оно исходит. Поскольку действие в волевом акте не вызывается
импульсом в порядке автоматической разрядки, а опосредуется сознательным процессом и приобретает
избирательный характер, оно является в большей или меньшей степени проявлением личности,
выражением е¸ сознательной направленности. В отличие от импульсивного действия, которое как бы
проходит через человека и вырывается у него, волевой акт исходит от человека и направляется им.
Такое действие становится в подлинном смысле слова поступком, в котором человек себя выявляет и
которым он устанавливает сво¸ отношение к другим.
Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более
значимы и притягательны для человека эти цели, тем — при прочих равных условиях — сильнее будет
его воля, напряж¸ннее желания, упорнее стремление к их осуществлению. Значимой целью является для
человека, во-первых, то, что — как выше отмечалось — связано с его потребностями и интересами. Но
для человека значимым является не только то, что связано с его партикулярно-личностными интересами
и потребностями. Удовлетворение самих личных его потребностей в обществе, основанном на
разделении труда, обусловлено направлением деятельности индивида на удовлетворение не
непосредственно его личностных, а общественных потребностей. Для человека как общественного
индивида, как личности, общественно-значимое, далеко выходящее за пределы лишь партикулярно-
личностных интересов и иногда вступающее с ними в жесточайший конфликт, становясь личностно-
значимым, т. е. значимым для данной личности, порождает в человеке динамические тенденции иногда
большой действенной силы —
тенденции долженствования,
однородные по своему динамическому
эффекту с тенденциями влечений, но существенно отличные от них по своему содержанию и источнику.
Воля человека — это единство этих двух компонентов, соотношение между которыми может, однако,
складываться по-разному (см. дальше). Чем-то внешне противостоящим воле индивида должное
представляется только тогда, когда вс¸ значимое для личности сводится к одному только партикулярно-
личностному. Если человек переживает что-нибудь как должное (а не только знает, что оно считается
таковым), он уже какой-то стороной своего существа хочет этого, даже если при этом ему —
непроизвольно —
хочется чего-то другого. Должное это общезначимый моральный компонент
личностной воли, т. е. воли индивида, для которого общественно-значимое является вместе с тем и
личностно для него значимым.
Возникновение воли у человека необъяснимо только изнутри идущей перестройкой внутренних
процессов в духе традиционной функциональной психологии. Оно предполагает изменение во
взаимоотношениях индивида с окружающим его внешним миром, обусловливающее и внутреннюю
перестройку. Отправной пункт становления воли заключ¸н во влечениях (а также в их аффективных
компонентах, в элементарных чувствах-переживаниях чего-то как желанного, притягательного или
отталкивающего). Но пока действия индивида находятся во власти влечений, определяясь
непосредственно органическими, природными особенностями индивида, до тех пор у него ещ¸ нет воли
Hosted by uCoz