Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 584 
Next page End  

животных, у которых уже имеются дифференцированные органы ощущения и движения; третья — для
человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Являясь, с одной стороны,
последовательными формами развития психики у растений, животных и человека, они, по Аристотелю,
вместе с тем все связаны у человека с различными функциями его души — питательной, чувствующей и
рассудочной.
Натуралистическая и постольку стихийно-материалистическая внизу, в своих истоках,
психологическая система Аристотеля является вместе с тем идеалистической вверху — главным
образом в учении о разуме, познающем самого себя. Именно эта идеалистическая надстройка в
сочетании с богатством конкретного содержания сделала Аристотеля главным учителем официальной,
школьной — схоластической — философии в средние века. Аристотеля и его трактат «О душе» можно с
полным основанием считать итогом и завершением того, что дал в области психологии древний мир.
Психология в средние века (до эпохи Возрождения)
В средние века, в эпоху феодализма, церковь, идеологический оплот феодального общества,
превратила науку в служанку богословия, стремясь подчинить знание вере. В философии, для
господствующей школьной (схоластической) философии, по вопросам психологии, так же как и по всем
вопросам науки, главным авторитетом призна¸тся Аристотель. В его учении при этом односторонне
подч¸ркиваются лишь идеалистические его стороны (учение о разуме), и вс¸ оно приспособляется к
установкам христианского богословия. Наряду с традициями таким образом переработанного
Аристотеля, отражающимися в рационалистическом идеализме схоластики (Фома Аквинский),
сохраняются и традиции неоплатонизма, своеобразно преломляющиеся у мистиков и в окрашенном
мистицизмом идеализме Августина. Однако и в эпоху средневековья борьба материализма и идеализма
не прекращается. Материалистические тенденции сказываются в этот период, предшествующий эпохе
Возрождения, главным образом у арабских уч¸ных (Авиценна в XI в., Аверроес в XII в., Алгаценна в XIII
в.), разрабатывающих психофизиологию ощущений и эмпирические закономерности течения
представлений.
Материалистические тенденции просачиваются временами даже и в схоластическую
философию. Так, британский схоластик Дунс Скотт ставил уже вопрос: «не способна ли материя
мыслить?» К этому приводило развитие научной мысли в связи с развитием производительных сил.
Психология в эпоху Возрождения
Начавшееся в XIII в. развитие рем¸сл и торговли приводит в XIV—XV вв., главным образом в
некоторых городах по Средиземному морю, к зарождению первых зачатков капиталистического
производства и разложению феодализма. Эти сдвиги в производственных отношениях
вызывают
бурный расцвет культуры, искусства и науки. Мрачному аскетизму и религиозной созерцательности,
проповедывавшимся христианской церковью, противопоставляется в эту эпоху, получившую недаром
название эпохи гуманизма, — культ активного жизнерадостного человека.
В эпоху гуманизма в связи с возросшим интересом к человеку нашедшим себе отражение в
большом количестве относящихся к этому времени мемуаров, биографий, жизнеописаний, привлекает к
себе внимание вопрос об особенностях личности и влиянии на не¸ природных и других условий.
Интерес к этим проблемам конкретной психологии выражается в целом ряде трактатов, начиная с
работы известного гуманиста Людвига Вивеса («De anima et vita», 1538) и кончая более поздними
работами, посвящ¸нными познанию людей и проблеме характеров (как-то: трактат Ла Шамбра «L’Art
de connaitre les hommes», 1648, и Лабрюера «Les Characteres de Theophraste», 1688).
В XVI в. впервые появляется и сам термин «психология» для обозначения нашей науки: в 1590 г.
Гоклениус публикует первую работу под этим заглавием, а в 1594 г. его ученик Гасман — вторую.
Психология в XVII—XVIII вв. и первой половине XIX в.
Новая эпоха в развитии как философской, так и психологической мысли начинается с развитием
в XVII в. (в связи с нуждами промышленности и развитием техники) материалистического
естествознания, открывающего новые пути научного познания природы, и оформлением на его основе
новых методов и принципов научного знания.
Если для каждого этапа исторического развития можно вскрыть преемственные связи,
Hosted by uCoz