Navigation bar
  Print document Start Previous page
 422 of 584 
Next page End  

Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, ещ¸ не является
законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно не включает в себя ещ¸
мысли о средствах и хотя бы мысленного овладения ими. Оно поэтому не столько практично, сколько
созерцательно и аффективно. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя тв¸рдое
знание абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, если не убивает,
желание.
Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь желанию, воображение
разукрашивает желанный предмет и этим в свою очередь питает желание, явившееся источником его
деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление,
может заместить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того
чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожеланию. Желать ещ¸ не значит хотеть.
Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать
неуклюжим термином «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на е¸ реализацию,
уверенность в е¸ достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами.
Хотение — это устремл¸нность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение
цели. Хотение имеется там, где желанна не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней
приводит.
Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает
стремление — то внутренне противоречивое состояние недостатка, нужды, страдания, беспокойства и
вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев
побуждение к действию, направленному на определ¸нную, более или менее ясно осознанную цель,
непосредственно влеч¸т за собой действие. В н¸м исходное побуждение и связанная с ним постановка
цели непосредственно вызывает направленное на е¸ осуществление действие. Стоит только представить
себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже
перейти к действию.
Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие; случается,
что прежде чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах,
которые ведут к е¸ достижению; иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих
целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое вед¸т к
достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Положение осложняется. Между
побуждением и действием вклинивается размышление и борьба мотивов.
Основным содержанием второй фазы в развитии волевого действия является обсуждение и
борьба мотивов.
Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, которое обусловлено
ситуацией больше, чем постоянными, существенными свойствами или установками личности, волевое
действие, как избирательный акт, т. е. результат произвед¸нного личностью выбора, обусловлено
личностью в целом. Это в известном смысле, конечно, правильно. Но не менее правильно и то, что в
волевом акте часто заключена борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных
потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются иногда несовместимыми друг с другом.
Различные желания иногда непосредственно выступают в открытом противоречии друг с другом.
Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба — борьба мотивов.
Но и тогда, когда противоречие не выступает непосредственно в мучительном чувстве
раздвоения, сознательное, мыслящее существо, перед которым возникает желание совершить некоторое
действие, обычно склонно подвергнуть его предварительному обсуждению.
Прежде всего естественно возникает потребность в том, чтобы учесть последствия, которые
может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс
интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Уч¸т последствий
предполагаемого действия сплошь и рядом обнаруживает, что желание, порожд¸нное одной
потребностью или определ¸нным интересом в данной конкретной ситуации, оказывается
осуществимым лишь за сч¸т другого желания; желательное само по себе действие может при
определ¸нных условиях привести к нежелательным последствиям.
Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к
нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте другие, конкурирующие, импульсы. Временной
задержке должен подвергнуться и приводящий к действию импульс, для того чтобы действие было
волевым актом, а не импульсивной разрядкой. Волевой акт — это не абстрактная активность, а
активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении
Hosted by uCoz