Navigation bar
  Print document Start Previous page
 425 of 584 
Next page End  

то, что происходит в субъекте до начала волевого действия как такового. Она сосредоточивалась на
внутренних переживаниях — борьбе мотивов, решении и т. д., предшествующих действию, как будто
там, где начинается действие, кончается сфера психологии; для этой последней как будто существует
бездейственный, только переживающий, но не действующий человек.
В тех случаях, когда проблема действия не выпадала вовсе из поля зрения психологов, действие
лишь внешним образом связывалось с психикой или сознанием, как это имеет место в теории
идеомоторного акта у У. Джемса. Согласно этой теории, всякая идея имеет тенденцию автоматически
перейти в действие. При этом опять-таки само действие рассматривается как автоматическая
двигательная реакция или разрядка, вызванная идейным «раздражителем». Она связана с
предваряющим его сознательным процессом, но сама будто бы не включает такового. Между тем в
действительности проблема волевого действия не сводится лишь к соотношению идей, представлений,
сознания и двигательных реакций организма. Волевое действие заключает в себе отношение —
реальное и идеальное — субъекта к объекту, личности к предмету, который выступает в качестве цели,
к действительности, в которой эта цель должна быть осуществлена. Это отношение реально
представлено именно в самом волевом действии, которое разв¸ртывается как более или менее сложный
процесс, психическая сторона которого должна быть изучена.
Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние, которое
складывается в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней
работы и которое можно было бы охарактеризовать как состояние готовности,
внутренней
мобилизованности. Иногда переход человека к действию совершается с внутренней необходимостью
естественного процесса, и действие вырывается у него как бурный поток со снежных вершин; иногда
же, несмотря на то, что определ¸нное решение уже принято, нужно ещ¸ как-то собраться, чтобы от
решения перейти к исполнению.
Само действие как исполнение протекает по-разному в зависимости от сложности задачи и
отношения к ней действующего человека. Прежде всего, по мере того как в силу сложности задачи,
отдал¸нности цели и т. д. исполнение решения в действии растягивается на более или менее длительное
время, от решения отделяется намерение.
Всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным действием в широком
смысле этого слова, поскольку в волевом действии результат его является целью субъекта и входит,
таким образом, в его виды и намерения. Возможно, однако, волевое, т. е. целенаправленное и
сознательно регулируемое, действие, в котором намерение в специфическом смысле слова не
выделяется как особый момент: в этом смысле существуют ненамеренные волевые действия, т. е.
действия, которые, будучи волевыми, не предваряются особым намерением. Так бывает в тех случаях,
когда решение непосредственно переходит в исполнение благодаря тому, что соответствующее
действие легко, привычно и т. д. Но в сколько-нибудь сложных действиях, когда осуществление цели
требует более или менее длительных, сложных, непривычных действий, когда исполнение решения
затруднено или в силу каких-либо причин должно быть отсрочено, намерение отч¸тливо выступает в
н¸м как особый момент. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затрудн¸нного
действия. Человек вооружается добрыми и более или менее тв¸рдыми намерениями, когда предвидит
трудности в исполнении своего решения. Намерение представляет собой по существу не что иное, как
зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Поэтому хотя оно не обязательно
должно выступать в каждом волевом действии как особый, сознательно выделенный в н¸м момент, оно
вс¸ же существенно, особенно для высших форм волевого действия.
Намерение может носить более или менее общий характер, когда оно выступает лишь как
намерение осуществить известную цель или выполнить определ¸нное желание, не фиксируя при этом
конкретных способов реализации. Общее намерение, направленное на осуществление конечной цели,
распространяется на всю цепь ведущих к ней действий и обусловливает общую готовность совершать
применительно к различным ситуациям, создающимся в ходе действия, целый ряд различных частных
действий.
Наличие общего намерения осуществить какую-нибудь сложную отдал¸нную цель не исключает
возможности подчин¸нных намерений, специально направленных на то или иное частное действие,
служащее осуществлению этой цели, но оно иногда делает их
излишними. Внутри сложного волевого
акта, в котором намерение регулирует исполнение, возможны в качестве компонентов такие простые
волевые действия, которые не предваряются специальным намерением. Поэтому, рассматривая каждое
такое частичное волевое действие само по себе, можно констатировать наличие волевых действий,
которые не являются намеренными.
Hosted by uCoz