Navigation bar
  Print document Start Previous page
 429 of 584 
Next page End  

различными способами. Для этих больных не было ничего более обременительного, чем свобода
поступать по собственной воле. Во всех случаях, когда задача могла быть разрешена различными
способами, она именно в силу этого оказывалась при расстройстве абстрактного мышления
неразрешимой вовсе. В тех случаях, когда решение не предопределено целиком конкретными
условиями, оно должно основываться на абстрактных теоретических основаниях; поэтому, когда, как
это имеет место в патологической форме афазии, нарушена способность мышления в понятиях и
теоретических словесных формулировок, пораж¸нной оказывается и волевая деятельность.
Вышепривед¸нные исследования апраксии представляют значительный интерес для общей
психологии воли. Они на отрицательных инстанциях очень ярко обнаруживают значение
опосредующего мышления для высших форм волевой деятельности. Пока человек не в состоянии
подняться над непосредственным переживанием к предметному познанию мира, из которого он себя
выделяет и которому себя противопоставляет, волевое действие невозможно. Так же как мышление
означает опосредованную форму познания, воля обозначает опосредованную форму деятельности.
Интеллектуальное развитие входит одним из компонентов и в тот процесс развития, который вед¸т от
импульсивных, инстинктивных действий к волевым.
Значение объективного содержания в определении волевого акта сказывается очень ярко на
отрицательных явлениях внушения, негативизма и упрямства. О внушении говорят там, где решение
субъекта определяется другим лицом, независимо от того, насколько объективно по существу такое
решение обосновано. В каждом решении непроизвольно, в большей или меньшей степени, учитывается
«удельный вес» того человека или коллектива, которые стоят за то или иное решение. Всякое решение,
которое принимает человек, опосредовано социальными отношениями к другим людям. Но для
нормального волевого акта существенно то, что, учитывая исходящее от других воздействие, человек
взвешивает содержание, существо предполагаемого решения. При внушении воздействие, идущее от
другого лица, определяет решение независимо от того, что оно означает по существу. При внушении,
другими словами, происходит автоматический перенос решения с одного лица на другое, устраняющий
элементы подлинного волевого акта — принятия решения на основании взвешиваемых мотивов.
Повышенная внушаемость отличает истерических субъектов. В состоянии гипноза она достигает
высшей степени.
Гипноз — это «внуш¸нный сон» (Бернгейм),
но сон, при котором сохраняется островок
бодрствующего сознания; общая заторможенность коры не распространяется на ограниченный е¸
участок. Через этот «бодрствующий участок», или «сторожевой пункт», по
выражению
рефлексологов, гипнотиз¸р — и только он — сообщается с загипнотизированным: между ними
устанавливается «рапорт» (связь, сообщение). При общей заторможенности коры и суженности
сознания идея, которая вводится гипнотиз¸ром в сознание загипнотизированного, не встречает
конкурентов; она не подвергается сопоставлению, взвешиванию и в силу этой монопольности более или
менее автоматически переходит в действие. Однако даже в гипнозе контроль над действиями у человека
не абсолютно утрачен. Это явствует из того, что и в гипнотическом сне человеку не уда¸тся обычно
внушить действия, коренным образом расходящиеся с его собственными сокровенными желаниями и
основными установками.
Из одного корня с внушаемостью вырастают и явления негативизма, представляющегося на
первый взгляд е¸ прямой противоположностью. Негативизм проявляется в немотивированном волевом
противодействии всему тому, что исходит от других. За негативизмом скрывается не сила, а слабость
воли. Он сказывается тогда, когда субъект не в состоянии сохранить по отношению к желаниям
окружающих достаточной внутренней свободы, чтобы взвесить их по существу и на этом основании
принять их или отвергнуть. Приходится поэтому отгородить себя не входящим в рассмотрение по
существу отклонением всего того, что исходит от другого, только потому, что оно исходит от другого.
Как при внушаемости субъект принимает, так при негативизме он отвергает, безотносительно к
объективному содержанию, обосновывающему решение. Явления негативизма наблюдаются, так же как
внушение, у истерических субъектов.
О негативизме говорят также как о характерном явлении волевой сферы реб¸нка. Но
генетическая обусловленность этих явлений в обоих случаях различна. Ещ¸ не окрепшая воля созда¸т
себе иногда в явлениях негативизма защитительный барьер. Однако и в процессе развития негативизм
является обычно симптомом ненормально складывающихся отношений реб¸нка или подростка с его
окружением. То, что трактуется у подростка как негативизм, является иногда проявлением того разлада
между «отцами» и «детьми», который особенно сказывался в периоды более или менее значительных
общественных сдвигов в истории буржуазного общества.
Hosted by uCoz