Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 584 
Next page End  

соединяющие его как с прошлым, так и с будущим, то некоторые периоды, сохраняя эти преемственные
связи, вс¸ же выступают как поворотные пункты, с которых начинается новая эпоха; эти периоды
связаны с будущим теснее, чем с прошлым. Таким периодом для философской и психологической
мысли было время великих рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза) и великих эмпириков (Ф. Бэкон, Т.
Гоббс), которые порывают с традициями богословской «науки» и закладывают методологические
основы современного научного знания.
Особое место в истории психологии принадлежит среди них Р. Декарту, идеи которого оказали
особенно большое влияние на е¸ дальнейшие судьбы. От Декарта ведут сво¸ начало важнейшие
тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии. Декарт вводит одновременно два
понятия: понятие рефлекса — с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания — с
другой. Каждое из этих понятий отражает одну из вступающих затем в антагонизм тенденций, которые
сочетаются в системе Декарта.
Один из основоположников механистического естествознания, объясняющий всю природу
движением протяж¸нных тел под воздействием внешнего механического толчка, Декарт стремится
распространить этот же механистический идеал на объяснение жизни организма. В этих целях он
вводит в науку понятие рефлекса, которому суждено было сыграть такую большую роль в современной
физиологии нервной деятельности. Исходя из этих же тенденций, подходит Декарт к изучению
аффектов — явлений, которые он считает непосредственно связанными с телесными воздействиями.
Так же как затем Б. Спиноза, который с несколько иных философских позиций тоже подош¸л к этой
излюбленной философско-психологической проблеме XVII в., посвятив ей значительную часть своей
«Этики», Декарт стремится подойти к изучению страстей, отбрасывая религиозно-моральные
представления и предрассудки, — так, как подходят к изучению материальных природных явлений или
геометрических тел. Этим Декарт закладывает основы механистического натуралистического
направления в психологии.
Но вместе с тем Декарт резко противопоставляет в заостр¸нном дуализме душу и тело. Он
призна¸т существование двух различных субстанций: материя — субстанция протяж¸нная (и не
мыслящая), и душа —
субстанция мыслящая (и не протяж¸нная). Они определяются разнородными
атрибутами и противостоят друг другу как друг от друга независимые субстанции. Этим разрыв души и
тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей
проблемой философской мысли. Центральное место займ¸т эта психофизическая проблема у Б.
Спинозы, который попытается снова объединить мышление и протяжение как два атрибута единой
субстанции, признав соответствие «порядка и связи идей» — «порядку и связи вещей», а душу идеей
тела.
Заостр¸нный у Р. Декарта дуализм — раздвоение и отрыв духовного и материального,
психического и физического, который Спиноза пытается преодолеть, приводит к борьбе мировоззрений,
разгорающейся после Декарта, к созданию ярко выраженных систем механистического материализма
или натурализма, с одной стороны, субъективизма, идеализма или спиритуализма — с другой.
Материалисты (начиная с Т. Гоббса) попытаются свести психическое к физическому, духовное к
материальному; идеалисты (особенно ярко и заостр¸нно у Дж. Беркли) материальное — к духовному,
физическое — к психическому.
Но ещ¸ существеннее для психологии, чем заложенное в системе Декарта дуалистическое
противопоставление души и тела, психического и физического, та новая трактовка, которую получает у
Декарта само понимание душевных явлений. У Декарта впервые оформляется то понятие сознания,
которое становится центральным понятием психологии последующих столетий. Оно коренным образом
отличается от понятия «душа» («психэ») у Аристотеля. Из общего принципа жизни, каким оно было у
Аристотеля, душа, дух превращается в специальный принцип сознания. В душе совершается раздвоение
жизни, переживания и познания, мысли, сознания. Декарт не употребляет термина «сознание»; он
говорит о духе
(mens), но определяет его как «вс¸ то, что происходит в нас так, что мы сами
непосредственно это в себе воспринимаем» (Р. Декарт, «Принципы», ч. I, § 9;
Р. Декарт,
Начала
философии. Ч. I, § 9 // Избр. произв. М., 1950. С. 429.). Другими словами, Декарт вводит принцип
интроспекции, самоотражения сознания в себе самом. Он закладывает, таким образом, основы
интроспективного понятия сознания, как замкнутого в себе внутреннего мира, которое отражает не
внешнее бытие, а самого себя.
Выделив понятие сознания из более широкого понятия психического и свершив этим дело
первостепенного значения для истории философской и психологической мысли, Декарт с самого начала
придал этому понятию содержание, которое сделало его узловым пунктом философского кризиса
Hosted by uCoz