Navigation bar
  Print document Start Previous page
 433 of 584 
Next page End  

специфично это переживание. Одни теории — интеллектуалистические — сводили волю к интеллекту,
другие — к чувству, к аффекту. Наконец, третьи — волюнтаристы — признавали волевой акт
совершенно специфическим переживанием, не сводимым ни к интеллекту, ни к аффекту.
Для всех наиболее значительных и типичных теорий воли традиционной психологии сознания
была характерна недооценка действия.
С другой стороны, поведенческая психология, реализуя механистические установки, попыталась
свести всякое поведение, начиная от любой реакции простейшего организма, обладающего нервной
системой, и кончая наиболее сложными поступками человека, к одному и тому же типу и подчинить их
одним и тем же закономерностям. Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме
рефлексов, для представителя поведенческой психологии — к совокупности реакций: из волевого
действия выпадает сознательный волевой процесс.
В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления,
подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане,
Блондель выдвинул то положение, что воля — продукт социальности. Но его попытка дать психологию
воли, учитывающую роль социальных отношений в е¸ формировании, исходит из общих предпосылок
социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все е¸ установки. Социальное в ней сводится к
идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при
этом социальное противопоставляется природному, общественное — личностному.
Попытки экспериментального изучения волевого акта сделали Ах (1905), затем Мишотт и Прюм
(1910) и ряд других. Эти попытки оказались совершенно неудовлетворительными. Дальнейшие
экспериментальные исследования (часть которых — до 1923 г. — сведена в монографии Линдворского)
тоже не дали каких-либо существенных положительных результатов.
Наиболее интересными по своей методике являются исследования К. Левина. Однако вся
постановка его экспериментальных исследований направлена исключительно на выявление
динамической стороны поведения. И, собственно говоря, только эту сторону — аффекты различного
соотношения напряжения и разрядки — в состоянии выявить его эксперимент. Он поэтому может дать
некоторые результаты в отношении аффективных проявлений личности, но очень мало пригоден для
изучения собственно воли.
Экспериментальное изучение сложного волевого акта представляет вполне понятные трудности.
Для опытного изучения воли наиболее поучительный материал дала пока клиника. Особенно
поучительны сложные нарушения действия, так называемые апраксии.
Развитие воли у реб¸нка
Развитие воли у детей начинается с приобретения реб¸нком способности управлять своими
движениями. Для того чтобы совершать какие-нибудь волевые действия, реб¸нок должен прежде всего
овладеть своим телом, органами его, — он должен научиться произвольным движениям. У реб¸нка
имеются сначала лишь импульсивные, рефлекторные и инстинктивные движения. Он учится
произвольным движениям, замечая результаты, к которым непроизвольно приводят его импульсивные и
рефлекторные движения. Яркий, привлекательный для реб¸нка предмет может вызвать у него
непроизвольное движение ручонки; случайно прикоснувшись к предмету, он завладеет им. После того
как аналогичные случаи повторятся несколько раз, соответствующие движения благодаря
кинестетическим ощущениям выделятся, и постепенно закрепится связь их с тем эффектом, к которому
они приводили. В результате непроизвольное движение преобразуется в произвольное. На основе
небольшого числа сначала приобрет¸нных простых произвольных движений у реб¸нка начинают
вырабатываться вс¸ более сложные произвольные движения. Неудача попытки завладеть каким-нибудь
привлекающим его предметом посредством элементарных движений, которыми реб¸нок уже овладел,
заставят его в ряде новых попыток и как бы «опытов» несколько видоизменить свои движения,
соединить или расчленить их. Этот процесс выработки произвольных движений не мог бы, конечно,
дать сколько-нибудь значительных результатов, если бы он основывался только на собственном
«опыте» реб¸нка. Но выработка произвольных движений у реб¸нка совершается в окружении взрослых
и под их руководством. Существенную роль при этом играет подражание. Первые подражательные
движения были подмечены у детей уже на 3—4-м месяце жизни. Так, Прейер подметил, как реб¸нок 4
месяцев надувал губы, когда их надувал его отец, а Дарвин наблюдал у своего четыр¸хмесячного сына
подражание звукам. Подражание начинает играть значительную роль в поведении реб¸нка со второй
половины первого года.
Hosted by uCoz