Navigation bar
  Print document Start Previous page
 434 of 584 
Next page End  

Сначала подражание имеет несознательный и собственно непроизвольный характер. Характер
его изменяется и роль его увеличивается позже, по мере того как у реб¸нка расширяется мышечный
опыт собственных движений и способность следить за чужими движениями. Вслед за подражанием вс¸
бОльшую роль начинают играть другие формы собственно обучения, связанного со словесными
указаниями.
Лишь в результате собственного опыта реб¸нка, подражания и обучения, неразрывно
сплетающихся друг с другом, происходит овладение более тонкими и сложными движениями, их
дифференциация и координация.
Развитие произвольных движений делает возможным первые разумные, собственно волевые
действия реб¸нка, направленные на осуществление какого-нибудь желания, на достижение цели.
Прейер, как известно, подразделил произвольные движения у реб¸нка на: 1) подражательные, 2)
выразительные (экспрессивные) и 3) разумные — собственно волевые действия. Из них
подражательные он считает наиболее ранними.
Будущие выразительные движения обычно возникают сначала в виде импульсивных движений, а
не выразительных (экспрессивных в собственном смысле слова). Улыбка, как появляющаяся сначала у
младенца, является импульсивным движением; рано можно (катанием) вызвать и рефлекторный смех.
Позднее плач, улыбка и т. д. подпадают под контроль воли и превращаются в преднамеренные
выражения чувств. Иногда этот преднамеренный характер выступает очень остро. Так, маленькая
Наташа Ш. плачет, ей говорят, что она мешает матери, занятой серь¸зной работой; не переставая
плакать и громко кричать, девочка отвечает, что она плачет «не маме, а бабушке». В данном случае
плач сознательно предназначался для определ¸нного лица — бабушки, не выполнявшей одного желания
реб¸нка.
Но основной вид произвольных движений образуют те, которые служат для выполнения
разумных действий в собственном смысле слова. Волевой акт представляет собой не просто движение,
а волевое действие,
направленное на какую-нибудь цель, на осуществление желания. Поэтому
неправильно, собственно говоря, рассматривать разумное волевое действие как частный случай
произвольного движения. Скорее надо признать произвольное движение частным случаем волевого
действия.
Уже первое, направленное на определ¸нный объект, осмысленное действие реб¸нка,
разрешающее какую-нибудь «задачу», является примитивным «волевым» актом. Но от этого вс¸ же
примитивного акта до высших форм волевого избирательного действия ещ¸, однако, очень далеко.
Равно несостоятельно как то представление, будто у реб¸нка в раннем детстве, в 2—4 года, воля уже
созрела, так и то встречающееся в литературе утверждение, будто воля, как и разум, является
новообразованием подросткового возраста.
[Это последнее утверждение перекрещивается — иногда у
тех же авторов — с утверждениями, тоже не основательными, о специфическом будто бы безволии
подростка.] В действительности волевые действия появляются у реб¸нка очень рано; совершенно не
правильно изображать хотя бы тр¸хлетнего реб¸нка как чисто инстинктивное существо, у которого нет
ещ¸ зачатков воли. В действительности развитие воли, начинаясь в раннем возрасте, проходит длинный
путь развития. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности.
Первые желания реб¸нка вызываются непосредственно на него действующими чувственными
стимулами, особенно сильно окрашенными эмоционально.
Существенный шаг в волевом развитии реб¸нок делает тогда, когда не только непосредственно
наличные внешние стимулы, но и представления, развивающиеся у реб¸нка на втором году жизни,
начинают вызывать у него желания.
До того как у реб¸нка развиваются представления и создаются предпосылки для воздействия
более сложных психических процессов на двигательную сферу, действия реб¸нка являются в основном
сенсо-моторными реакциями, более или менее элементарно определяемыми внешними раздражителями.
Способность представлений вызывать желания значительно расширяет круг побуждений у
реб¸нка и естественно приводит к развитию у него избирательного действия. Однако эта
избирательность вначале у реб¸нка не основывается, конечно, на сознательном выборе того же типа,
что у взрослого человека.
В раннем детстве характерной особенностью волевой сферы является непосредственная
импульсивность. Воля реб¸нка на начальных стадиях развития — это совокупность его желаний;
каждое его желание сродни аффекту. Эмоции реб¸нка непосредственно переходят в действия, так что
избирательность сначала означает лишь некоторое многообразие мотивов, между которыми в силу
этого иногда возникает борьба. Много шансов на победу в этой борьбе имеют сначала непосредственно
Hosted by uCoz