Navigation bar
  Print document Start Previous page
 436 of 584 
Next page End  

обязательства. Понятие «надо» не включает в себя ещ¸ никакого чувства обязанности перед другими
людьми. Это утверждение Пиаже связано с общей его концепцией эгоцентризма, согласно которой
реб¸нок сначала является не социальным существом, а жив¸т ряд лет вне социального контакта. Это
утверждение так же несостоятельно, как и та концепция, из которой оно исходит. Смущение, которое
испытывает реб¸нок, нарушая какой-нибудь запрет, поступая неправильно (см. выше — наблюдение
над Л¸лей С. (2;4), которую укоризненный взгляд матери так смущает, что она выпл¸вывает уже
находящуюся во рту ягоду), убедительно свидетельствует о том, что неправильное поведение не
является для него лишь поведением непривычным. Делая что-нибудь запрещ¸нное, дети чувствуют не
необычность своего поведения, а свою вину перед другими. Это очень ярко проявляется в их
поведении. Дети очень чувствительны и к порицанию, так же как и к похвале.
Правила поведения, которыми руководствуется реб¸нок, понятия «надо» и «нельзя»,
регулирующие его поведение, насыщены чувством. Оно в очень значительной мере определяет
первоначальное содержание «правил» поведения и их соблюдение. Пут¸м эмоционального воздействия
доходят первоначально до реб¸нка правила, которые, закрепляясь частично как привычки, регулируют
его волю. Но реб¸нок при этом не действует просто, как автомат; у него вырабатывается и некоторое
представление о том, что надо и чего нельзя делать, а затем вста¸т и вопрос — почему это можно, а
почему этого нельзя. Вопросы «почему?», которые с 3—4-го года начинает обычно задавать реб¸нок,
естественно направляются и на эту, особенно близко его затрагивающую, область запретов и
разрешений. Собственно говоря, лишь с этого момента правила в какой-то мере осознаются детьми как
таковые.
Пут¸м изучения детских жалоб В. А. Горбач¸ва в провед¸нном под нашим руководством
исследовании детей младшей и средней групп детского сада в Ленинграде собрала поучительнейший
материал, ярко показывающий, как совершается у дошкольников осознание правил в конкретной
практике его применения, нарушения и восстановления: детские жалобы, часто очень многочисленные,
в большинстве сво¸м касаются не личных обид, а нарушения правил; апеллируя своими жалобами к
воспитательнице, сплошь и рядом без всякой личной задетости и враждебности по отношению к
нарушителю, реб¸нок как бы ищет подтверждение правилу, как бы проверяет его и укрепляется в н¸м в
результате подтверждения его со стороны взрослых. Жалобы реб¸нка и вс¸ его поведение в группе ярко
показывают, как активно со стороны реб¸нка совершается овладение им правилами и их осознание.
Осознание реб¸нком правил поведения совершается на практике в процессе их применения, нарушения
и восстановления под руководством взрослых.
Сначала эти правила носят очень частный и внешний характер. Они представляют собой в
значительной мере лишь совокупность отдельных предписаний, регулирующих по преимуществу
внешнюю сторону поведения. В дальнейшем, в связи с общим ходом умственного развития реб¸нка,
они становятся вс¸ больше обобщ¸нными и осознанными; становясь более сознательными, они
приобретают менее внешний характер. Этот процесс совершается и завершается по мере того, как у
подрастающего реб¸нка формируется цельное мировоззрение и внешние сначала правила поведения
превращаются в убеждения.
Умение в течение сколько-нибудь длительного времени подчинять свою деятельность
определ¸нной цели также требует продолжительного развития. Более или менее значительная
настойчивость в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента может проявиться
у реб¸нка очень рано. Пример — та же Л¸ля С.: «Я кладу Л¸лю (0;5) на ков¸р в спальне. Она сейчас же
переворачивается на живот и некоторое время лежит очень довольная. Я переворачиваю е¸ на спину, но
через минуту она опять на животе, и история повторяется снова и снова — 10—12 раз подряд».
Настойчивость, таким образом, проявляется уже в младенчестве; вместе с тем она проходит длинный
путь развития. Е¸ основа заложена в свойствах темперамента. Но формы, которые она принимает на
более поздних ступенях развития, существенно отличаются от е¸ первых проявлений.
Каждое непосредственно на реб¸нка действующее побуждение имеет в раннем детстве ещ¸
очень большую власть над реб¸нком. Поэтому внутренняя мотивация ещ¸ очень неустойчива: при
каждой перемене ситуации реб¸нок может оказаться во власти других побуждений. Неустойчивость
мотивации обусловливает известную бессистемность действий.
Бессвязная смена различных
стремлений и бессистемное перескакивание от одного действия к другому, не объедин¸нному с
предыдущим общностью задач и целей, — очень характерное явление, часто наблюдающееся у детей
наряду с настойчивостью, проявляющейся в многократном повторении одного и того же эмоционально
привлекательного акта. Высшие формы настойчивости представляют собой в известном отношении
противоположность е¸ начальным проявлениям.
Hosted by uCoz