Navigation bar
  Print document Start Previous page
 437 of 584 
Next page End  

Умение принять задание, подчинить сво¸ поведение будущему результату, иногда вопреки
чувственным, непосредственно влекущим побуждениям, действующим в настоящую минуту, — это для
реб¸нка трудное умение. Его нужно специально развивать. Без этого умения невозможно обучение в
школе, где нужно готовить уроки, выполнять задания, подчиняться дисциплине. К этому нужно
приучать реб¸нка уже в дошкольном возрасте.
Это, само собой разумеется, не значит, что можно подчинять всю жизнь реб¸нка этого возраста
строгой регламентации, превращая е¸ в одно сплошное выполнение разных обязанностей и заданий по
расписанию.
Вообще встречаются две крайности, каждая из которых таит в себе серь¸зную опасность для
развития воли. Первая заключается в том, что реб¸нка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя
его от необходимости делать какие-либо усилия; между тем готовность употребить усилие, чтобы чего-
нибудь достигнуть, — совершенно необходимая в жизни, не да¸тся сама собой; к ней нужно приучать;
лишь сила привычки может облегчить трудность усилия; совершенно не привычное, оно окажется
непосильным. Другая — тоже не малая — опасность заключается в перегрузке детей непосильными
заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате созда¸тся привычка бросать
начатое дело незаверш¸нным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое
и основное правило — доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки бросать
незаверш¸нным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один
за другим ряд срывов, раз за разом не довести до конца начатое дело. Настойчивость — это ценнейшее
качество сильной воли — заключается именно в том, чтобы неуклонно, не взирая на препятствия,
доводить начатое дело до конца, добиваясь осуществления своей цели. Е¸ нужно воспитывать на
практике, на деле.
К концу дошкольного возраста и в начале школьного реб¸нок обычно делает в волевом развитии
крупный шаг впер¸д, который является существенным условием возможности школьного обучения.
Реб¸нок научается принимать на себя задание и действовать из сознания необходимости его выполнить.
В результате он становится способен готовить урок, работать по программе, подчинять сво¸ поведение
общим правилам — дисциплине, включаться в общественно-организованную жизнь класса, коллектива,
перейти от случайного, игрового восприятия к направленному на определ¸нную цель наблюдению и от
случайного, игрового, ненамеренного, непроизвольного запоминания к организованному заучиванию,
при котором учебная работа организуется (пут¸м расчленения материала на части, повторения и т. п.) с
определ¸нной целью усвоения заданного.
Этот новый уровень волевой деятельности развивается и закрепляется в процессе школьного
обучения и является существенным этапом в развитии волевых качеств личности. Некоторая волевая
зрелость является необходимой предпосылкой обучения в школе, — в сво¸м дальнейшем развитии она
является вместе с тем и результатом е¸ работы. Дисциплинирующая упорядоченность учебной работы и
всей школьной жизни, е¸ ч¸ткая организация являются существенным условием формирования воли
учащихся.
В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения нарастают некоторые
трудности. Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные
требования к воле. Для того чтобы подвергнуть сознательному контролю импульсы, идущие от вновь
пробудившихся влечений, должна соответственно окрепнуть сознательная основа воли.
Некоторое напряжение, требующее известной выдержки, может возникнуть и в связи с
усложнением тех отношений с другими людьми, в которые вступает подросток. Он уже не реб¸нок и
ещ¸ не взрослый. Сам он особенно чувствует первое, взрослые в сво¸м отношении к нему иногда
особенно подч¸ркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из
ограничений, которые накладывает на не¸ ближайшее окружение. Он стремится обрести свою
собственную волю и начать жить согласно ей; управление должно перейти из рук окружающих в
собственные руки подростка. Это стремление оказывается плодотворным для волевого развития
личности постольку, поскольку деспотизму чужих принципов не противопоставляется лишь анархия
собственных импульсов и влечений, поскольку процесс высвобождения воли соединяется с е¸
внутренним преобразованием, основывающимся на превращении внешних правил в принципы,
выражающиеся в убеждениях. В результате определ¸нные принципы, имеющие идейное (в классовом
обществе классовое) содержание, начинают регулировать поведение. Из простой совокупности желаний
воля превращается в неизмеримо более сложное образование. Новый уровень идейности и
сознательности становится доступен подростку; это прида¸т его воле иной характер. Развитие
сознательной дисциплины является одновременно и результатом и средством е¸ преобразования.
Hosted by uCoz