Navigation bar
  Print document Start Previous page
 439 of 584 
Next page End  

все частные психологические проявления и функции включившейся в игру личности. При этом в
сложном взаимодействии психических «функций» и реального вида или типа деятельности
определяющим, ведущим является вид или тип реальной конкретной деятельности, а не абстрактно
взятые психические «функции». Конечно, и отношение человека к действительности, выражающееся в
его деятельности, зависит от его психических процессов, от его мышления и пр., но ещ¸ существеннее
зависимость его мышления, воображения, чувств и т. д. от его деятельности. Конкретное, действенное
отношение личности к окружающему существенно обусловливает и направляет работу психических
функций и процессов. И в процессе развития ведущее значение принадлежит не развитию отдельных
функций и процессов самих по себе, а развитию, перестройке, изменению основного типа деятельности
(игра, учение, труд), которые влекут за собой или определяют перестройку функций или процессов, в
свою очередь, конечно, определяясь ими. Таким образом, психологический план более конкретных,
проявляющихся в деятельности, отношений личности к окружающему, к которому мы в ходе изучения
подходим позже, по существу является более глубоким, фундаментальным и в этом смысле первичным.
Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что это сознательная
и целенаправленная деятельность. В ней и через не¸ человек реализует свои цели, объективируя свои
замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Вместе с тем объективное содержание
предметов, над которыми он оперирует, и общественной жизни, в которую он своей деятельностью
включается, входит определяющим началом в психику индивида. Значение деятельности в том прежде
всего и заключается, что в ней и через не¸ устанавливается действенная связь между человеком и
миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и
объекта.
В процессе воздействия субъекта на объект преодолевается ограниченность данного и
раскрывается истинное, существенное и объективное, содержание бытия. Вместе с тем в деятельности и
через деятельность индивид реализует и утверждает себя как субъект, как личность: как субъект — в
сво¸м отношении к объектам, им порожд¸нным, как личность — в сво¸м отношении к другим людям,
на которых он в свой деятельности воздействует и с которыми он через не¸ вступает в контакт. В
деятельности, осуществляя которую человек совершает свой жизненный путь, все психические свойства
личности не только проявляются, но и формируются. Поэтому психологическая проблематика
многообразно связана с изучением деятельности.
Специфическая психологическая проблематика самой деятельности как таковой и действия как
«единицы» деятельности связана прежде всего с вопросом о целях и мотивах человеческой
деятельности, о е¸ внутреннем смысловом содержании и его строении. Предметы, существующие в
окружающем человека мире или подлежащие реализации в н¸м, становятся целями человеческой
деятельности через соотношение с е¸ мотивами; с другой стороны, переживания человека становятся
мотивами человеческой деятельности через соотношение с целями, которые он себе ставит.
Соотношение одних и других определяет отправные и конечные точки человеческих действий, а
условия, в которых они совершаются в соотношении с целями, определяют способы их осуществления
— отдельные операции, которые входят в их состав. Необходимость нахождения отвечающих условиям
способов их осуществления превращает действие в решение задачи. Предметный результат действия
определяет его объективное значение. В контексте различных конкретных общественных ситуаций
одно и то же действие может приобрести объективно различный общественный смысл. В контексте
целей и мотивов действующего субъекта оно приобретает для него тот или иной личностный смысл; он
определяет для него внутреннее смысловое содержание действия, которое не всегда совпадает с его
объективным значением, хотя и не может быть оторвано от него.
В действиях людей и их деятельности раскрывается при этом двойной план.
Каждое действие и деятельность человека в целом — это прежде всего воздействие, изменение
действительности. Она заключает в себе отношение индивида как субъекта к объекту, который эта
деятельность порождает, объективируясь в продуктах материальной и духовной культуры.
Но всякая вещь или объект, порожд¸нные человеком, включаются в общественные отношения.
Через посредство вещей человек соотносится с человеком и включается в межлюдские отношения.
Поэтому действия человека и его деятельность в целом — это не только воздействие, изменение мира и
порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле
этого слова. Поэтому деятельность — это не внешнее делание лишь, а также позиция — по отношению к
людям, к обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и
формирующимся, утверждает. И особенно существенным в мотивации деятельности является именно е¸
общественное идеологическое содержание — точнее: выражающееся в его мотивах отношение человека
Hosted by uCoz