Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 584 
Next page End  

психологии в XX в. Механистическая натуралистическая трактовка человеческого поведения и
элементарных психофизических процессов сочетается у Декарта с идеалистической,
спиритуалистической трактовкой высших проявлений духовной жизни. В дальнейшем эти две линии,
которые у Декарта исходят из общего источника, естественно и неизбежно начинают вс¸ больше
расходиться.
Идеалистические тенденции Декарта получают дальнейшее сво¸ развитие у Н. Мальбранша и
особенно у Г. Лейбница. Представление о замкнутом в себе внутреннем мире сознания превращается у
Лейбница в общий принцип бытия: вс¸ сущее в его монадологии мыслится по образу и подобию такого
замкнутого внутреннего мира, каким оказалось у Декарта сознание. Вместе с тем в объяснении
душевных явлений, как и в объяснении явлений природы, Лейбниц самым существенным образом
расходится с Декартом в одном для него центральном пункте: для Декарта вс¸ в природе сводится к
протяж¸нности, основное для Лейбница — это сила; Декарт ищет объяснения явлений природы в
положениях геометрии, Лейбниц — в законах динамики. Для Декарта всякое движение — результат
внешнего толчка; из его системы выпала всякая внутренняя активность; для Лейбница она — основное.
С этим связаны недостаточно ещ¸ осознанные и освоенные основные его идеи в области психологии. В
центре его психологической системы — понятие апперцепции.
Он оказал в дальнейшем существенное
влияние на И. Канта, И. Ф. Гербарта и В. Вундта. У Г. Лейбница же в его «бесконечно малых»
перцепциях, существующих помимо сознания и рефлексии, впервые намечается понятие
бессознательного.
Интуитивно- или интроспективно-умозрительный метод, который вводится Декартом для
познания духовных явлений, и идеалистически-рационалистическое содержание его учения получает
дальнейшее, опосредованное Лейбницем, но лиш¸нное оригинальности его идей, продолжение в
абстрактной рационалистической системе Х.
Вольфа
(«Psychologia empirica», 1732, и особенно
«Psychologia rationalis», 1740). Продолжение идеи Вольфа, дополненное эмпирическими наблюдениями
над строением внутреннего мира, получает сво¸ выражение в сугубо абстрактной и научно в общем
бесплодной немецкой «психологии способностей» (И. Н. Тетенс); единственное е¸ нововведение,
оказавшее влияние на дальнейшую психологию, это тр¸хчленное деление психических явлений на
разум, волю и чувство.
С другой стороны, тенденция, исходящая от того же Р. Декарта, связанная с его
механистическим материализмом, получает продолжение у французских материалистов XVIII в.,
материализм которых, как указывал К. Маркс, имеет двойственное происхождение: от Декарта, с одной
стороны, и от английского материализма — с другой.
[К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, 1929, стр.
157.] Начало картезианскому течению французского материализма клад¸т Э. Ле-Руа; сво¸ завершение
оно получает у П. Ж. Ж. Кабаниса (в его книге «Rapport du Physique et du Morale chez l’Homme»), у П.
А.
Гольбаха и особенно у Ж. О. де Ламеттри («Человек-машина»); механистический материализм
декартовской натурфилософии сочетается с английским сенсуалистическим материализмом Дж. Локка.
Радикальный сенсуалистический материализм зарождается с появлением капиталистических
отношений в наиболее передовой стране того времени — Англии. Английский материализм выдвигает
два основных принципа, оказавшие существенное влияние на развитие психологии. Первый — это
принцип сенсуализма,
чувственного опыта, как единственного источника познания; второй — это
принцип атомизма,
согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных
явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы, на атомы и объяснить
их из связи этих элементов.
Умозрительному методу рационалистической философии английский эмпиризм
противопоставляет опыт. Новые формы производства и развитие техники требуют не метафизических
умозрений, а положительного знания природы: начинается расцвет естествознания.
Молодая буржуазия, вновь пришедший к жизни класс, чужда тенденций стареющего мира к
уходу от жизни в умозрение. Интерес к потусторонним сущностям метафизики меркнет перед жадным
практическим интересом к явлениям жизни в их чувственной осязательности. Устремл¸нная к
овладению природой в связи с начинающимся развитием техники мысль обращается к опыту. Ф. Бэкон,
родоначальник английского материализма, первый в философии капиталистической эпохи иногда
наивно, но ярко и знаменательно выражает эти тенденции.
Тенденции материалистического сенсуализма вслед за Бэконом продолжает П. Гассенди,
воскресивший идеи Эпикура. Идеи Бэкона систематизирует Т. Гоббс (1588—1679), который развивает
материалистическое и сенсуалистическое учение о психике. Он выводит вс¸ познание, а также и волю
из ощущений, а ощущение призна¸т свойством материи. У Гоббса, по определению Маркса,
Hosted by uCoz