Navigation bar
  Print document Start Previous page
 443 of 584 
Next page End  

собственной индивидуальности. Усматривая в таком типе мотивации существенную особенность
героического характера, Гегель, правильно в принципе отмечая историческую обусловленность
внутреннего строя личности общественными отношениями, относил такой героический характер к
породившему эпос догражданскому периоду истории. В гражданском обществе, в «благоустроенном
правовом государстве», по мнению Гегеля, для него не оста¸тся места, поскольку здесь нормы,
регулирующие поведение индивида, даны индивиду извне. Гегель, правда, вносит в это положение один
корректив, замечая, что в эпохи революций, когда рушатся установившиеся устои, снова открывается
простор для героической индивидуальности, в которой всеобщее и личностное находятся в
непосредственном единстве. Гегель, со свойственной ему абсолютизацией государства, изменяет здесь
своей диалектике. Он недооценивает того, что борьба между передовым, только ещ¸ нарождающимся в
общественном сознании индивида и по существу уже отжившим и отмирающим, хотя и прочно
укоренившимся в позитивном праве и ходячей морали, проходит через всю историю общества,
принимая лишь более открытые и острые формы в периоды общественных кризисов — гражданских
войн и революций. То обстоятельство, что нормы поведения индивида даны ему как закрепл¸нные во
вне положения и силы, с которыми он должен считаться, с одной стороны, ограничивает
непосредственность и спонтанность его морального сознания и поведения. Но вместе с тем оно
открывает для этой непосредственности и спонтанности нравственного сознания личности новую сферу
действия. Поскольку в борьбе с так называемым позитивным правом и ходячей моралью опережающий
общество индивид иногда прокладывает дорогу для нового права и новой, передовой нравственности,
отжившее уже государство оказывается чем-то партикулярным, связанным с особенностями отжившего
строя, пришедшим в разлад с истинным, передовым, моральным, всеобщим, а индивид, отдельная
личность выступает как единство личностного и всеобщего. (Здесь с особенной отч¸тливостью
выявляется неправомерность противопоставления личностного и всеобщего.) Поэтому и в
«благоустроенном правовом государстве» оста¸тся место — и дело — для «героической
индивидуальности», у
которой всеобщее моральное содержание является непосредственным
источником (мотивом) личного поведения, и мотивы личности имеют всеобщее, а не партикулярно-
личностное значение. Поэтому то, что Гегель внешне противопоставлял, относя к различным эпохам
истории, выступает в борьбе противоречивых тенденций и в рамках одной и той же эпохи.
Психология обычно проходит мимо всех этих вопросов. Но понять мотивацию человеческого
поведения вне этих сложных взаимоотношений личности, е¸ сознания и идеологии невозможно.
Поэтому психология при рассмотрении мотивации поведения должна включить их
в поле своего
рассмотрения.
Глава XV. Действие
Специфически человеческое действие сформировалось в труде, как акт трудовой деятельности.
Совокупность действий, выполняющих определ¸нную общественную функцию, составляет
определ¸нный вид трудовой деятельности.
Так как трудовая деятельность — это всегда деятельность, направленная на производство
определ¸нного продукта, действие человека всегда направлено на определ¸нный результат. Но одно и
то же действие может дать множество различных результатов; некоторые из них могут непроизвольно и
непреднамеренно воспоследовать из него, но поскольку деятельность человека и прежде всего его
трудовая деятельность является деятельностью сознательной, какой-то из этих результатов является
непосредственно сознательной целью действующего субъекта. Сознательный, целенаправленный
характер человеческого действия является специфической его чертой.
Однако, как ни существенна цель, одной цели для определения действия недостаточно. Для
осуществления цели необходим уч¸т условий, в которых е¸ предстоит реализовать. Соотношение цели с
условиями определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Целенаправленное
человеческое действие является по существу своему решением задачи. Отношение к этим условиям,
сочетаясь с отношением к цели, составляет внутреннее психологическое содержание действия. Задача, в
которой цель соотнесена с условиями, определяющими е¸ осуществление, определяет психологическое
строение. Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и
внешнее действие, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии.
Достижение результата, составляющего цель определ¸нного действия, может в силу своей
сложности потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определ¸нным образом. Эти акты,
Hosted by uCoz