Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 584 
Next page End  

«материализм становится односторонним». У Бэкона «материя улыбается своим поэтическим
чувственным блеском всему человеку». У Гоббса «чувственность теряет свои яркие
краски и
превращается в абстрактную чувственность геометра». «Материализм становится враждебным
человеку.
Чтобы преодолеть человеконенавистнический, бесплотный дух в его собственной области,
материализм должен сам умертвить свою плоть и сделаться аскетом». [Дж. Локк, Опыт о человеческом
разуме, М. 1898, стр. 80]
Дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципы эмпирической
философии получают у Дж. Локка (1632—1704).
Критика умозрительного метода, направленного на познание субстанций, в локковской теории
познания вед¸тся в интересах поворота от умозрительной метафизики к опытному знанию. Но наряду с
ощущением источником познания внешнего мира Локк призна¸т «внутреннее чувство», или рефлексию,
отражающую в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность; она да¸т нам
«внутреннее непогрешимое восприятие собственного бытия». [Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме,
М. 1898, стр. 624; Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме //
Избр. философ. произв.:
В 2 т. М., 1960. Т.
1. С. 600] Сам опыт, таким образом, разделяется на внешний и внутренний. Гносеологический дуализм
надстраивается у Локка над первоначальной материалистической основой сенсуализма. У Локка
оформляются основы новой «эмпирической психологии». На смену психологии как науки о душе
выдвигается «психология без души» как наука о явлениях сознания, непосредственно данных во
внутреннем опыте. Это понимание психологии определяло судьбы психологии вплоть до XX в.
Из всей плеяды английских эмпиристов именно Локк имел бесспорно наибольшее значение
непосредственно для психологии. Если же мы присмотримся к позиции Локка, то неизбежно прид¸м к
поразительному на первый взгляд, но бесспорному выводу: несмотря на то, что Локк как эмпирист
противостоит рационализму Р. Декарта, он по существу в своей трактовке внутреннего опыта как
предмета психологии да¸т лишь эмпирический вариант и сколок вс¸ той же декартовской концепции
сознания. Предметом психологии является, по Локку, внутренний опыт; внутренний опыт позна¸тся
пут¸м рефлексии, отражения нашего внутреннего мира в себе самом; эта рефлексия да¸т нам
«внутреннее непогрешимое восприятие своего бытия»: такова локковская транскрипция декартовского
«cogito ergo sum» («я мыслю, значит я существую»). Вместе с тем Локк по существу тем самым
устанавливает интроспекцию как специфический путь психологического познания и призна¸т е¸
специфическим и притом «непогрешимым» методом познания психики. Так в рамках эмпирической
психологии устанавливается интроспективная концепция сознания как особого замкнутого в себе и
самоотражающегося внутреннего мира.
Сенсуалистические идеи Локка далее развивает во Франции Э. Б. де Кондильяк (1715—1780),
который прида¸т локковскому сенсуализму более радикальный характер. Он отвергает, как и Д.
Дидро
(который выпускает свой трактат по психологии под показательным названием «Физиология
человека»), К. А. Гельвеций, Ж. О. де Ламеттри, Ж. Б. Р. Робине и другие французские материалисты,
«рефлексию» или внутреннее чувство Локка в качестве независимого от ощущения источника познания.
В Германии сенсуалистический материализм выступает обогащ¸нный новыми мотивами,
почерпнутыми из классической немецкой идеалистической философии первой половины XIX в., в
философии Л. Фейербаха.
Второй из двух основных принципов английского сенсуалистического материализма, который
мы обозначили как принцип атомизма, получает свою конкретную реализацию в психологии в учении
об ассоциациях. Основоположниками этого ассоциативного направления в психологии, оказавшегося
одним из наиболее мощных е¸ течений, является Д.
Юм и Д.
Гертли. Гертли закладывает основы
ассоциативной теории на базе материализма. Его ученик и продолжатель Дж.
Пристли (17331804)
провозглашает обусловленность всех психических явлений колебаниями мозга и, отрицая
принципиальную разницу между психическими и физическими явлениями, рассматривает психологию
как часть физиологии.
Идея ассоциативной психологии получает в дальнейшем особое развитие — но уже не на
материалистической, а на феноменалистической основе — у Д. Юма. Влияние, оказанное Юмом на
дальнейшее развитие философии, особенно английской, очень сильно способствовало распространению
ассоциативной психологии.
Под несомненным влиянием ньютоновской механики и е¸ закона притяжения Юм вводит в
качестве основного принципа ассоциацию, как своего рода притяжение представлений,
устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания,
включая сознание своего «я», а также объекты внешнего мира являются лишь «пучками
Hosted by uCoz