Navigation bar
  Print document Start Previous page
 451 of 584 
Next page End  

изменяются также неврологические механизмы движения — в частности характер афферентации,
управляющей движением. Эти факты говорят против пропитанных вульгарным дуализмом
традиционных представлений, согласно которым психологические моменты в человеческой
деятельности являются внешними силами, извне управляющими движением, а движение
рассматривается как чисто физическое образование, для физиологической характеристики которого
будто бы безразличен тот психофизический контекст, в который оно включено. Вместе с тем в
действительности этот психофизический контекст оказывается, как свидетельствуют факты,
определяющим для физиологической природы движения; это последнее выступает, таким образом, как
подлинное психофизическое единство.
Тем самым открываются перспективы и пути для подлинного психофизического исследования,
которое не сводится просто к внешнему суммированию или накладыванию друг на друга внутренне не
связанных психологических и физиологических данных, а соотносит их в едином контексте.
Выше привед¸нные и другие факты, установленные исследованием движений в процессе их
восстановления (под руководством А. Н. Леонтьева), ставят и практические проблемы, относящиеся не
только к восстановлению движений у раненых, но и к процессу обучения в нормальных условиях. В
частности, поскольку изменение задачи, которая ставится перед движением, влеч¸т за собой изменение
его механизмов и его возможностей, включение движения, которым подлежит овладеть, в разные
задачи (обучения, в одном случае, движению, в другом — действию, внешне совпадающему с тем же
движением, и т. д.) может стать мощным методом обучения или по крайней мере общим принципом его.
К. С. Станиславский поставил эту проблему применительно к культуре движений в подготовке акт¸ра.
Обобщая свой сценический опыт, он считал, что лишь «живая задача и подлинное действие», втягивая в
работу саму природу, умеет в полной мере «управлять нашими мышцами, правильно напрягать или
ослаблять их».
Выработавшиеся в результате длинного пути филогенетического и исторического развития
высшие формы моторики проходят и в онтогенезе у индивида значительный путь развития.
Локомоторные функции развиваются у реб¸нка, как известно, к концу первого, к началу второго
года, когда вступает в строй система стриатума; в возрасте 1—2 лет наблюдается ещ¸ неуклюжесть и
неустойчивость движений — не только локомоционных, связанных с передвижением, но и всех вообще.
Это обусловлено главным образом недостаточным развитием высшей тонической деятельности,
регуляции тонуса.
Развитие способности к передвижению знаменует важный этап в общем развитии реб¸нка.
Практически овладевая пространством в процессе передвижения реб¸нок
впервые позна¸т выходящее
за пределы хватательных движений
руки дал¸кое пространство Помимо того, способность к
самостоятельному передвижению приводит реб¸нка в непосредственный контакт с значительно более
широким кругом окружающих его предметов, вносит существенные изменения во взаимоотношения его
с окружающими людьми и является важным фактором общего умственного развития реб¸нка.
Движения руки уже на первом году жизни реб¸нка проходят сложный путь развития; в н¸м
можно выделить несколько уровней.
[Ф. Н.
Шемякин, Развитие руки на первом году жизни реб¸нка.
«Уч¸ные записки Государственного научно-исслед. института психологии», т. II, М. 1941, стр. 299—
321.]
В развитии хватательных движений руки решающим, переломным пунктом для развития
моторики является возникновение у реб¸нка первых предметных действий. Для таких действий,
которые нацелены на
определ¸нный предмет, требуется овладение движением, точность его,
координация различных двигательных его компонентов; необходимые для такого действия, они в
процессе такого действия и вырабатываются. Именно в этих предметных действиях вырабатываются у
реб¸нка произвольные
движения, вместе с тем эти предметные действия являются, как мы видели,
первыми интеллектуальными проявлениями реб¸нка. Таким образом, в первых предметных действиях
реб¸нка сплетены узловые линии как умственного, так и моторного развития, образующие в этой
узловой точке единство, которое затем раздваивается.
В дошкольном возрасте дети, при всей значительности индивидуальных различий в этом
отношении, по большей части отличаются уже большой
подвижностью, а некоторые именно в этом
возрасте. производят впечатление особой грациозности. Однако точность движений обычно отста¸т от
их богатства, непринужд¸нности и даже грации. Моторика реб¸нка приспособлена по преимуществу к
свободным проявлениям в играх и т. п., и в них она представляется богатой и совершенной. Но
выразительные и изобразительные движения у реб¸нка этого возраста много совершенней, чем его
рабочие движения. Неутомимость реб¸нка в свободных, игровых движениях уступает место
довольно
Hosted by uCoz