Navigation bar
  Print document Start Previous page
 452 of 584 
Next page End  

л¸гкой утомляемости, когда от реб¸нка требуются более точные рабочие движения.
Одной из существенных задач дальнейшего моторного развития реб¸нка является выработка у
него мелких точных движений. Овладение такими движениями составляет одну из задач, которую
реб¸нок должен разрешить при обучении письму.
В последующие годы у школьника, у подростка, происходит дальнейшее развитие моторного
аппарата. Однако у подростков часто наблюдается известная неравномерность, непропорциональность в
развитии различных компонентов моторики, проявляющаяся в специфической неуклюжести.
Можно думать, что эта неуклюжесть моторики зависит от незаверш¸нности объединения в
единую функциональную систему процессов двигательной координации, осуществляющихся
одновременно на разных неврологических уровнях.
В дальнейшем у взрослого человека, включающегося в трудовую деятельность, вырабатываются
различные более или менее специализированные
движения, если этого требует его профессиональная
работа. При выработке рабочих движений практически важно бывает как устранение лишних движений,
так и рациональное проведение необходимых.
Сложные произвольные движения, которыми человек осуществляет свои действия, развиваются
онтогенетически как процесс овладения — в ходе обучения — определ¸нными общественно
выработанными способами действия, определ¸нными трудовыми операциями и т. п. Поэтому, как
показала работа психологов в дни Великой Отечественной войны, и в процессе восстановления
двигательных функций руки после ранения существенную роль играет обучение, которое является при
этом не приспособлением органа к дефекту, а его преодолением, восстановлением, так что по аналогии
с воспитывающим обучением можно говорить и о восстановительном или восстанавливающем
обучении. Оно призвано сыграть существенную роль в восстановлении трудоспособности раненых
воинов, лишившихся е¸ в дни Великой Отечественной войны.
Действие и навык
Всякое действие человека строится на основе некоторых первичных автоматизмов, сложившихся
в результате предшествующего филогенетического развития. Вместе с тем всякое сколько-нибудь
сложное человеческое действие в процессе своего выполнения и порождает новые более сложные и
лабильные автоматизмы, образующиеся в результате его повторного выполнения. Эти, образующиеся в
результате упражнения, тренировки, выучки, автоматически выполняемые компоненты сознательной
деятельности человека и являются навыками в специфическом смысле слова. Сначала, когда, приступая
к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает для выполнения непривычного ещ¸ для
него действия уже сложившимися способами его выполнения, ему приходится сознательно определять
и контролировать не только действие в целом, направленное на цель, которую он себе ставит, но и
отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет.
В результате повторного разрешения той же задачи человек приобретает возможность выполнять
данное действие, как единый, целенаправленный акт, не ставя себе специальной целью сознательно
подбирать для него способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала,
перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения. Это
выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия,
посредством которых
оно выполняется, и есть автоматизация,
а автоматизированные компоненты, участвующие в
выполнении сознательного действия человека, это и есть навыки в специфическом смысле слова.
Навыки,
таким образом, это автоматизированные компоненты сознательного действия человека,
которые вырабатываются в процессе его выполнения.
Ни одна из высших форм человеческой деятельности не может быть сведена к простой,
механической сумме навыков. С другой стороны, в любую форму деятельности навыки входят
необходимой составной частью; только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в
качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность
человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на
разрешение более сложных задач. При этом навыки, будучи по своим внешним результатам действиями
или более или менее сложными системами действий, по своей психологической структуре являются не
столько действиями, т. е. актами, направленными на их результат как на осознаваемую субъектом цель
его деятельности, сколько операциями, или способами, посредством которых осуществляется действие,
нaправлeнное на осознанную цель. Если они сначала и были действиями, становясь в результате
автоматизации навыками,
они, давая объективно тот же эффект, перестают по своей психологической
Hosted by uCoz