Navigation bar
  Print document Start Previous page
 453 of 584 
Next page End  

природе быть действиями — если под действиями разуметь акты, направленные на осознаваемую цель;
они становятся частичными операциями, составными частями какого-то действия,
автоматизированными способами его выполнения. Для сложных, исторически сложившихся видов
деятельности человека, в общественной практике вырабатываются соответствующие общественные
способы действия, которые осваиваются индивидом в процессе обучения.
Пока они осваиваются, они являются сознательными действиями, цель которых заключается
именно в освоении дачного способа действия. По освоении данного способа действия соответствующая
операция включается подчин¸нным компонентом в сознательную деятельность человека, начинает
выполняться в ней автоматически как навык. Навык, таким образом, возникает как сознательно
автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения
действия.
То, что данное действие стало навыком, означает, собственно, что индивид в результате
упражнения приобр¸л возможность осуществлять данную операцию, не делая е¸ выполнение своей
сознательной целью. Отсутствие преднамеренности и сознательности в этом смысле не исключает вс¸
же возможности сознательного контроля над выполнением автоматизированного действия и
возможности — когда это требуется — сознательного вмешательства в его ход, хотя по большей части
попытки переместить цель и внимание с задачи, разрешаемой действием, на движение, которым оно
выполняется, вносит сбивчивость в выполнение автоматизированного движения и нарушает его ход. Не
только вторичные автоматизмы, образовавшиеся в результате выучки, — навыки, но и первичные
автоматизмы, посредством которых осуществляются непроизвольные движения, служащие для
выполнения наших произвольных действий, функционируют наиболее гладко, когда мы не
сосредоточиваемся на них сознательно, а сосредоточиваясь на задаче, на действии, — предоставляем
движению совершаться непроизвольно, подсознательно.
Поскольку навык является компонентом и способом выполнения действия, он не может не
зависеть от его смыслового содержания, а его автоматически осуществляющееся включение — от
смыслового содержания тех условий, при которых оно совершается.
Навык может, конечно, быть и элементарной реакцией на простой сенсорный сигнал, но он
может быть и очень сложной операцией, обусловленной относительно очень сложным семантическим
содержанием.
Включение навыка связано всегда с теми или иными условиями задачи, разрешаемой действием,
в котором навык вырабатывается. Поэтому характер навыка, степень его гибкости, л¸гкости переноса
соответственно ситуации не могут не зависеть от того, насколько адекватно, дифференцированно и
обобщ¸нно осознаются условия, с которыми, как своеобразными «ключами», связано включение
навыка.
Для выработки навыка надо сорганизовать более или менее сложную систему работы или
операции так, чтобы она функционировала как единое целое. Для этого необходимо, чтобы частные
задачи, выполняемые подлежащими автоматизации действиями, были вобраны в более крупные, общие
задачи, в которые они включаются как звенья. С
этой трансформацией задачи, которая при этом
происходит, связано перенесение осознаваемой цели за пределы автоматизируемого действия.
Становящееся в этом смысле неосознанным, т. е. не направленным на осознаваемую цель, действие в
результате упражнения автоматизируется; при этом вырабатываются новые автоматизмы и
используются уже наличные, которые преобразуются применительно к условиям данного действия.
Физиологическая основа автоматизации заключается в изменении регулирования движений,
которым осуществляется действие, с высших центров на низшие. При первых попытках освоения
нового движения приходится на высшем сознательном уровне выполнять попутно с ведущими и ряд
«фоновых» коррекций, т. е. коррекций подчин¸нных движений, которые могут быть выполнены
нижележащими нейрологическими уровнями. По мере освоения движения «фоновые» коррекции, т. е.
коррекции низшего уровня, не ведущего для данного движения, переключаются на соответствующие
для них уровни и в связи с этим уходят из поля сознания; при этом движение начинает качественно
лучше выполняться, поступая под контроль адекватной для него афферентации. Автоматизация,
приводящая к выработке двигательного навыка, в этом и заключается (см. выше — Н. А. Бернштейн).
Вопрос о навыках в широком смысле слова является вопросом о соотношении сознательности и
автоматизма в поведении человека их полярности, взаимосвязи и взаимопереходов друг в друга.
Эта проблема и это соотношение распространяются на всю деятельность человека.
С этим единством автоматизма и сознательности,
характерным для навыка, связано также
единство устойчивости и изменчивости (вариативности), фиксированности и лабильности.
Hosted by uCoz