Navigation bar
  Print document Start Previous page
 454 of 584 
Next page End  

Механистическое представление о навыке рассматривает его лишь как фиксированную совокупность
движений или реакций, тв¸рдо скрепл¸нную механическими связями. Между тем наблюдение и
эксперимент свидетельствуют о том, что одно и то же превратившееся в навык действие — даже у
животных и тем более у человека — может осуществляться посредством различных движений. Поэтому
нельзя рассматривать навык как затвердевшую, косную совокупность фиксированных движений,
сцепленных друг с другом лишь временными — условно-рефлекторными или ассоциативными —
связями. Внутри своей устойчивости навык сохраняет и некоторую изменчивость, бОльшую или
меньшую гибкость, пластичность. При этом оба противоположные свойства навыка должны быть взяты
в их единстве. Нельзя и недооценивать ни в теоретическом, ни в практическом плане — при выработке
навыков — существенной роли как гибкости, пластичности, изменчивости, так и устойчивости навыков.
Проблема навыков была поставлена как одна из центральных проблем психологии
бихевиористами. И отпечаток их механистического учения до сих пор лежит на этом понятии.
Исследования К. Ллойд-Моргана, Э. Торндайка и др. установили один путь образования
навыков, который они назвали методом проб и ошибок.
Опыты Х. Ругера [H. A. Ruger, The Psychology of efficiency // Archives of Psychology. 1910. ¹ 15.],
поставившего над людьми эксперименты, аналогичные тем, которые Э. Торндайк проводил над
животными, показали, что и в тех случаях, когда человек ид¸т сначала к решению задачи посредством
случайных движений, использование движений, оказавшихся удачными, и их закрепление основывается
обычно на осознании их значения.
Задача в опытах Х. Ругера заключалась в разрешении механических головоломок: испытуемый
должен был извлечь из проволочной головоломки, состоящей из одетых одно на другое колец,
вынимающееся звено. Поведение испытуемых часто было сначала похоже на поведение животных в
опытах Э. Торндайка в том отношении, что и они пробовали разрешить задачу пут¸м явно случайных
движений. Однако каждый сначала случайно достигнутый успех приводил испытуемых Ругера к
значительно более быстрому закреплению правильного разрешения задачи, потому что они в большей
или меньшей степени осмысливали свою удачу и в результате первого опыта в дальнейшем сразу
сознательно выключали большое количество нецелесообразных движений. Такое переплетение и
взаимодействие случайных, механических и сознательных моментов характерно для образования
навыка у человека.
Бывают разные виды навыков. Существуют не только двигательные навыки. Поскольку
определяющим для навыков является вторичная автоматизация, совершающаяся на основе
сознательной выработки их, это понятие может быть распространено не только на двигательные, но и
на всякие действия, или акты, в том числе и на мыслительные операции. Имея в виду сначала более или
менее сознательно вырабатывавшиеся, а затем закрепившиеся, ставшие автоматическими при¸мы, или
способы, мышления — определ¸нный подход к решению встающих перед человеком задач,
упрочившиеся при¸мы их решения и т. п., — можно говорить и о навыках мышления как сторонах или
моментах мыслительной деятельности. Вырабатывающиеся у человека навыки мышления
характеризуют склад его ума точно так же, как привычные способы поведения определяют его
характер. Традиционное внешнее противопоставление навыков и мышления вдвойне неверно. С одной
стороны, так как навык — это действие, которое переносится с одной ситуации на другую, внутри
самого навыка заключ¸н момент генерализации, обобщения; с другой — мыслительная деятельность
обычно включает в себя навыки (см. о решении задач в главе о мышлении), так что навыки
функционируют и внутри мышления.
Речь при этом ид¸т не о том, что мышление и навыки, как разнородные друг другу
противостоящие образования, взаимодействуют. Фактически дело обстоит совсем по-иному: навыки
мышления образуются в самом процессе мыслительной деятельности и являются не только е¸
механизмами и предпосылками, но и е¸ результатом, вырабатываясь и закрепляясь в ходе е¸.
От навыков в собственном смысле слова надо отличать привычки. Как и навыки, привычки
являются автоматическими действиями: в этом их общность. Различие между ними заключается в том,
что навык — это лишь умение, способность произвести то или иное действие без особого контроля
сознания; привычка же включает потребность произвести соответствующее действие. У человека
может образоваться, например, привычка мыть руки перед едой; если в силу каких-либо привходящих
обстоятельств он этого не сделает, то будет испытывать некоторое неприятное состояние беспокойства,
какое обычно бывает, когда не удовлетворена какая-нибудь потребность. Образовавшаяся привычка
означает всегда возникновение не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к
автоматически выполняемому действию.
Hosted by uCoz