Navigation bar
  Print document Start Previous page
 455 of 584 
Next page End  

Навыки образуются посредством упражнения. Осмысленное целесообразное упражнение — это
обучение,
т. е. не только закрепление, но и совершенствование.
Если бы упражнение при выработке
навыка состояло только в повторении и закреплении первоначально произвед¸нного действия, то
неуклюжие, несовершенные движения или действия, которые имеют место сначала, когда человек лишь
приступает к выработке навыка, такими и закреплялись бы. Между тем в действительности они в
процессе упражнения не просто закрепляются, но также и реорганизуются и совершенствуются.
Упражнение и правильно понятая и организованная тренировка — это не повторение одного и
того же первично произвед¸нного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же
двигательной задачи, в процессе которого первоначальное движение (действие) совершенствуется и
качественно видоизменяется: выполнение его начинает регулироваться посредством другой
афферентации (в частности со зрительной переходит на проприоцептивную), и оно осуществляется
более совершенным образом, при этом без того, чтобы выполнение его требовало специального
сознательного регулирования.
Таким образом, механистическое представление об упражнении, сводящее его к тренировке, к
голому повторению, которое будто бы не да¸т ничего нового, а только закрепляет уже достигнутое, в
корне неправильно. Без повторения нет упражнений, но повторение, поскольку оно является
воспроизведением и закреплением, не исчерпывает упражнения; в процессе упражнения происходит и
усовершенствование. При этом обучение не сводится к упражнению, но упражнение как
совершенствование, а не только повторение, само есть обучение, т. е. не исчерпывая его, в него
включается.
Полемизируя против сведения обучения к упражнению в теории Э. Торндайка, К. Коффка сделал
попытку расчленить две проблемы: 1) вопрос о первом достижении, о первоначальном удачном
разрешении задачи, и 2) вопрос о его закреплении. Первую он назвал «проблемой успеха», вторую —
«проблемой памяти» и резко противопоставил их друг другу. В результате он приш¸л к представлению
об акте первоначального нахождения правильного действия как внезапном постижении и сохранил в
полной неприкосновенности грубо-механистическое представление о вс¸м последующем процессе как
чисто механическом повторении и закреплении успеха, достигнутого в первоначальный момент
внезапного «озарения».
Это механистическое представление об упражнении и необходимо преодолеть. Мало признать,
что нельзя сводить обучение к одному лишь упражнению. Само упражнение несводимо к голому
механическому повторению и закреплению. Нахождение нового, изменение, качественная перестройка,
совершенствование, движение впер¸д, а не только сохранение и закрепление уже имеющегося,
совершается внутри самого процесса упражнения, а не только вне его. Нельзя ни отрицать вовсе
существования отличного от чисто механического закрепления осмысленного акта выработки нового,
более адекватного, действия (Э. Торндайк), ни выносить его совсем за пределы упражнения (К.
Коффка). Он сплошь и рядом совершается внутри, в самом процессе упражнения, и органически связан
с ним; именно это единство характерно для высших форм сознательного упражнения у человека.
Упражнение не совпадает с обучением в целом, а является лишь одной стороной или моментом
его, но эта сторона неотрывна от всего процесса обучения в целом. Мы, таким образом, снова приходим
к объединению обучения и упражнения. Но это утверждение имеет у нас совсем иной смысл, чем у
сторонников механистической теории. Мы не сводим обучение к упражнению, а подчиняем второе
первому и включаем упражнение в процесс обучения как его органическую часть. Лишь внутри его, в
осмысленном единстве всех его сторон, упражнение может осуществляться в его высших,
осмысленных, специфических человеческих формах.
Ход выработки навыка принято выражать в кривых обучения. Кривые обучения или упражнения
выражают соотношение между успехами, достигнутыми в обучении, и упражнением.
Среди многообразных кривых, которые да¸т упражнение, часто различают два основных типа:
кривые с положительным и с отрицательным ускорением. Та или иная форма кривой зависит от
различных условий, прежде всего от особенностей материала. Очень распростран¸нным типом является
кривая с отрицательным ускорением, т. е. с наиболее быстрым восхождением вначале и замедляющимся
на каждом последующем отрезке. Такая кривая отображает ход обучения, при котором наиболее
значительные успехи да¸т начальный период; каждый же последующий период равной величины да¸т
не равный, а прогрессивно относительно вс¸ меньший эффект. Такого типа кривые да¸т обычно
выработка сенсомоторных навыков, различные виды механического заучивания. Кривую с быстрым
началом да¸т обучение в тех случаях, когда вхождение в новую область да¸тся легко благодаря
наличию у субъекта ранее приобрет¸нных знаний и навыков, методов работы, которые могут быть
Hosted by uCoz