Navigation bar
  Print document Start Previous page
 456 of 584 
Next page End  

перенесены на новую область. Другие виды обучения дают «положительно ускоренные» кривые, т. е.
кривые, более пологие сначала и более крутые в дальнейшем. Крайним типом такой кривой является
кривая, положительно ускоренная на вс¸м сво¸м протяжении. Промежуточные кривые являются
положительно ускоренными до некоторой переломной точки, после которой они становятся
«отрицательно ускоренными».
Кривые, которые на большем или меньшем протяжении являются положительно ускоренными,
отражают ход обучения, дающий относительно небольшие успехи в начальном периоде и более
быстрые в дальнейшем. Такие кривые да¸т обучение, требующее известного понимания, в частности
понимания более или менее сложных отношений, выведения правила, которое достигается не сразу, но,
будучи достигнутым, да¸т значительное продвижение. Такой ход обучения — очень замедленный
вначале — может быть обусловлен отсутствием соответствующего метода работы, надлежащей
подготовки, а также недостатком интереса к ней.
В выработке навыков существенную роль играют и индивидуальные различия. Они бывают
очень значительны. Одни и те же навыки — особенно сложные — вырабатываются у одних людей
много скорее, чем у других. В силу такой многообразной обусловленности хода обучения не существует
единой универсальной кривой обучения.
Выработка навыка совершается обычно скачкообразно. От времени до времени при выработке
навыков может наступить период, когда упражнение не да¸т продвижения или даже да¸т снижение; в
первом случае принято говорить о «плато». Неизбежность «плато» в кривых обучения, по данным
некоторых новейших американских и наших советских исследований (М. Н. Шардаков), не
подтверждается. Причины «плато», там, где они имеют место, могут быть различные. Задержка иногда
вызывается тем, что дальнейшее продвижение не может быть достигнуто постепенным
совершенствованием уже выработавшихся при¸мов — простым ускорением движений и тому
подобными количественными факторами, а требует некоторой качественной перестройки,
методического перевооружения, для которого необходим известный подготовительный период. В
течение этого периода упражнение как будто не да¸т никакого эффекта, зато затем сразу наступает
значительный скачок. В других случаях периоды снижения эффективности работы могут наступить
вследствие утомления, потери интереса и т. п. В некоторых случаях задержка происходит потому, что
прежде чем станет возможным дальнейшее продвижение, требуется некоторое время для
автоматизации, для закрепления уже достигнутого.
Поскольку основными причинами задержки в
выработке навыка является, с одной стороны,
менее активное упражнение вследствие утраты интереса и т. п., а с другой — необходимость от времени
до времени методически перевооружиться, перейти к новым методам работы, в этих «плато» нет ничего
фатального, рокового. Если только не отрывать упражнение от обучения, то задержка, вызванная
необходимостью перейти к новым при¸мам и методам действия, может быть легко предотвращена или
сведена к минимуму своевременной инструкцией или обучением новому методу или при¸му. Поскольку
же причины задержки или снижения эффективности лежат в менее активном упражнении или обучении
вследствие утраты интереса и т. п., то это фактор, который, очевидно, подда¸тся воздействию.
За каждым периодом задержки или снижения эффективности в
работе возможен новый более
или менее значительный подъ¸м. Он может быть вызван нахождением нового удачного метода работы,
возросшей активностью и т. п.
Эффективность упражнения зависит от целого ряда эмпирически установленных частных
условий. К числу их относятся правильное соотношение целостного выполнения действия в процессе
упражнения и выделения — в целях особого закрепления — входящих в состав его отдельных частных
действий или движений. При выработке навыка нужно сочетать одно и другое. Если свести упражнение
к последовательному закреплению отдельных частных движений, выполнение сложного действия,
таким образом закрепл¸нного, будет одновременно очень несовершенным и неуверенным, поскольку
заучивались, закреплялись посредством упражнения лишь отдельные частичные движения, а не вс¸
действие в целом; оно будет вместе с тем рутинным, косным, поскольку все частные действия или
движения, посредством которых оно должно совершаться, в н¸м закреплены. Результатом
исключительного господства частичного упражнения может явиться отсутствие гибкости, соедин¸нное
с плохой координацией частей, с неуверенностью в отношении целого. Но столь же
неудовлетворительные результаты может дать исключительно целостное выполнение сложного
действия в процессе упражнения, без специального закрепления отдельных частных действий или
движений. Результатом исключительно целостного выполнения сложного действия в процессе
упражнения легко может явиться неч¸ткость и неуверенность в выполнении отдельных, особенно
Hosted by uCoz