Navigation bar
  Print document Start Previous page
 460 of 584 
Next page End  

может охватить всю сознательную жизнь человека и провести через не¸ ч¸ткую, изменяющуюся
применительно к обстоятельствам и в зависимости от изменений самой личности и вс¸ же единую
жизненную линию — генеральную линию в жизни данной личности.
На жизненном пути человека бывают и такие узловые моменты, в которые более или менее резко
меняется вс¸ направление его жизненного пути. Оно зависит и от личности, и от обстоятельств, не
всегда от не¸ зависящих. Умелый художник, чтобы выявить и очертить облик действующих лиц
художественного произведения и их характер, обычно специально подбирает те ситуации, в которые он
их последовательно вводит так, чтобы в многообразии различных проявлений, свойственных реальной,
живой личности, выявить эту стержневую е¸ линию. Искусство композиции собственно в том главным
образом п заключается, чтобы подобрать ситуации, адекватные для выявления основного стержня
личности действующего лица.
В жизни никто специально не подбирает для человека таких ситуаций. Он должен сам
проложить себе путь сквозь различные ситуации и обстоятельства, часто идущие в разрез с его линией и
толкающие его на другие пути.
Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она
направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности как таковой в отличие
от мотивов и целей отдельных действий носят обычно обобщ¸нный, интегрированный характер,
выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и
формируется.
Ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в
разрешение которых включается человек, а е¸ строение — соотношением этих задач.
Единство деятельности созда¸тся прежде всего наличием больших задач, подчиняющих себе ряд
более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев.
Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из
этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного
частного действия целью. Будучи объективно и средством и целью, частичной целью и средством,
результат отдельного действия субъективно может переживаться или осознаваться субъектом по-
разному. Преломляясь в переживании субъекта, эта диалектика целей и средств может принять в ходе
действий разнообразные формы: в тех случаях, когда субъект как бы застревает на какой-нибудь
частной цели, превращающейся для него в самоцель, деятельность его дробится, мельчает и
распыляется; по мере того как он, сохраняя в поле своего зрения более крупные задачи, которые как бы
вбирают в себя более частные, мелкие задачи, передвигает свою конечную цель вс¸ дальше и дальше,
деятельность его становится вс¸ собраннее и целеустремл¸ннее. Включение действия в новый, более
обширный, контекст прида¸т ему новый смысл и большую внутреннюю содержательность, а его
мотивации — большую насыщенность. Направленное на разрешение частной задачи действие,
становясь способом разрешения более общей задачи, теряет специально к нему относящуюся
преднамеренность и приобретает особую л¸гкость и естественность.
Даже в тех случаях, когда человеку по ходу его деятельности приходится разрешать различные
задачи, не связанные между собой как часть и целое, деятельность человека приобретает вс¸ же
единство и целеустремл¸нность, в каждом его действии имеется выходящая за пределы
непосредственно разрешаемой этим действием задачи общая цель, — одновременно обобщ¸нная и
личностно-значимая, ради которой в конечном сч¸те человек и делает вс¸, что он предпринимает. В
таком образе действия, если он определяет весь образ жизни человека, и проявляется и формируется
цельная человеческая личность.
Определяющее значение целей и задач сказывается и на мотивах. Сами мотивы формируются в
зависимости от этих целей и задач. Мотивы определяются задачами, в которые включается человек, во
всяком случае не в меньшей мере, чем эти задачи — мотивами. Мотив для данного действия
заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам — условиям, при которых
действие возникает. Мотив, как осознанное побуждение для определ¸нного действия, собственно и
формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он
находится, и осозна¸т цель, которая перед ним вста¸т; из отношения к ним и рождается мотив в его
конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. Мотив — как
побуждение — это источник действия, его порождающий; но чтобы стать таковым, он должен сам
сформироваться. Поэтому никак не приходится превращать мотивы в некое абсолютное начало.
Подчинение действий, которыми человек разрешает встающие перед ним задачи, казуистике
личностных мотивов вне отношения к логике задач если и имеет место, то главным образом в
Hosted by uCoz