Navigation bar
  Print document Start Previous page
 461 of 584 
Next page End  

отношении малозначительной деятельности, в которой задачи отступают на задний план только в силу
их ничтожности и несущественности; да и то эта гегемония мотивов над задачами имеет место больше в
представлении субъекта, чем на самом деле. Сила объективной логики вещей обычно такова, что она
скорее использует личные мотивы человека как приводной ремень для того, чтобы подчинить его
деятельность объективной логике задач, в разрешение которых он включ¸н. И чем значительнее эти
задачи и существеннее деятельность, тем ж¸стче становится детерминирующая сила задач, тем менее
существенными для понимания деятельности становятся стоящие вне отношения к ним личностные
мотивы.
Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является
побуждение или стремление е¸ достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться: 1) на
саму деятельность, как это имеет место в игре, где мотив деятельности лежит в ней самой, или в тех
случаях, когда человек делает что-нибудь «из любви к искусству», и 2) на один из результатов
деятельности. В последнем случае побочный результат действий становится для действующего лица
субъективно целью его действий. Так, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в
том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя или выполнить
свой общественный долг.
Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей самих действий, у
человека как социального существа неизбежно и правомерно. Вс¸, что человек делает, имеет помимо
непосредственного результата в виде того продукта, который его деятельность да¸т, ещ¸ и какой-то
общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как
правило, в деятельность вплетается социальный мотив — стремление выполнить свои обязанности или
обязательства, свой общественный долг, а также проявить себя, заслужить общественное признание и т.
п.
Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, проистекая из различных
потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих
вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач,
которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных
проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает
истинно понятую свободу.
С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое
оказывает на не¸ оценка — обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со стороны
окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит.
Английский шоф¸р грузовой машины Джон на поле битвы в Испании под ураганным огн¸м
противника доставлял воду изнывавшим от жажды бойцам; смертельно раненный, он говорил: «Если
бы это видел товарищ Сталин, он похлопал бы меня по плечу и сказал: «Ты хорошо в¸л себя, ты
прекрасный товарищ, Джон» (из доклада т. Мануильского на XVIII съезде ВКП(б)).
Психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное
воздействие на деятельность личности. Поэтому практически очень важно правильно е¸ организовать,
теоретически — раскрыть е¸ тонкий и лабильный механизм.
Было бы ошибочно думать, что оценка является лишь снабж¸нной положительным или
отрицательным знаком, плюсом или минусом, регистрацией того, что человек независимо от не¸ делает.
Поскольку человек — существо сознательное — ожидает и предвидит оценку, оценка влияет,
воздействует на его деятельность, направляет е¸ в ту или иную сторону, повышает или снижает е¸
уровень.
Однако оценка вс¸ же совершается на основании результатов деятельности, е¸ достижений или
провалов, достоинств или недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом,
а не целью
деятельности. Для того чтобы прийти к положительной оценке, надо идти по направлению прямой цели
своих действий.
Там, где оценка становится самостоятельной целью для субъекта, к которой он ид¸т, как бы
минуя прямую цель самого действия, там обычно он не достигает ни одной, ни другой. Нет более
верного средства провалить свой успех, как думать только о н¸м, забыв о самом деле, которое одно
лишь может дать его. Каждый раз, когда давление этого мотива — установки на оценку — перемещает
цель, в деятельности наступают те или иные нарушения и отклонения. Это случается часто при
публичных выступлениях. Непосредственное присутствие оценивающей публики очень легко
производит совершенно непроизвольное смещение интереса и внимания. Так, лектор, докладчик,
выступая перед аудиторией, начинает думать не о том, что он говорит, а о том, что он говорит перед
Hosted by uCoz