Navigation bar
  Print document Start Previous page
 464 of 584 
Next page End  

В пределах особенно значимой сферы деятельности существенное влияние на чувствительность
человека к той или иной оценке оказывает ещ¸ и уровень притязаний личности. И в области основной е¸
деятельности, с которой непосредственно связаны интересы данной личности, возможны, с одной
стороны, такие высокие достижения, которые явно превышают реальные возможности личности на
данном этапе е¸ развития, и с другой — такие элементарные, которые не представляются уже для не¸
действительными достижениями. Школьник вряд ли будет особенно сконфужен, если он не сможет
решить задачу, о которой ему сообщат, что с ней не справляются и студенты, и он вряд ли особенно
возгордится и будет польщ¸н тем, что он сумеет справиться с каким-нибудь заданием, если он знает,
что это в состоянии сделать и маленький дошкольник. Ни одна, ни другая задача не будет его особенно
стимулировать. Совсем иной эффект получится, если он узнает, что предложенная ему задача
разрешена кем-нибудь из его сверстников или старших товарищей, но пока ещ¸ не да¸тся его
одноклассникам или, наоборот, большинством его одноклассников уже решена. Очевидно, отношение к
оценке находится в зависимости от характера и уровня притязаний личности.
Характер же и уровень притязаний человека обычно находится в зависимости от уровня
достижений его в данной области. С повышением уровня достижений личности будет, как правило,
повышаться и уровень е¸ притязаний. Таким образом, результаты деятельности изменяют условия этой
деятельности: созда¸тся своеобразная «циркулярная реакция», которая находит себе особенно яркое
выражение во влиянии эмоциональных факторов на протекание действий.
Вопросы о влиянии оценки приобретают особое значение в ходе педагогического процесса.
Наблюдения Б. Г. Ананьева в условиях школьной работы показали, как взаимоотношения
учителя и учеников насквозь пропитаны оценочными моментами, которые проступали многообразными
оттенками в интонациях педагога, в том, как он спрашивал учащегося и как принимал его ответы, и т. д.
Оценки теснейшим образом связаны со всей системой взаимоотношений педагога и учеников,
складывающихся и изменяющихся в ходе учебной и воспитательной работы. Оценка и в частности
отметка, как е¸ выражение, подч¸ркивает общественное значение успешной работы и повышает
сознание общественной ответственности у учащегося, тем самым влияя на формирование одного из
ценнейших характерологических свойств человека, проявляющихся в ответственном отношении к тому
делу, которое он делает. При этом оценка учителя оказывает руководящее, направляющее влияние на
оценку ученика его товарищами, классом и, обусловливая репутацию ученика в школе и отчасти в
семье, отражается на его самооценке и уровне его притязаний.
Не только положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если
она объективно обоснована и мотивирована. Систематические школьные наблюдения (того же
исследователя) показывают, что объективная обоснованность оценки, которая в силу этой
обоснованности и мотивированности осозна¸тся и самими учащимися как правильная, справедливая,
является существеннейшим условием е¸ положительного педагогического воздействия.
Различные действия в деятельности связаны между собой не только как средство и цель, как
причина и следствие зависимостями самих действий и их объективных результатов, но и тем
субъективным, эмоциональным воздействием, которое в процессе деятельности результат одного
действия оказывает на последующее действие. Успешный или неуспешный ход деятельности всегда так
или иначе изменяет психологические условия е¸ протекания. Влияние как успеха, так и неуспеха может
быть при этом различным в зависимости от ряда конкретных условий, в частности от соотношения
между силой и способностями данного субъекта и трудностью задач, стоящих перед ним..
Успех вообще окрыляет, особенно давшийся с известным трудом и воспринимаемый как
заслуженный результат приложенных усилий; но слишком легко давшийся успех может разоружить,
размагнитить, вызвать самоуспокоение и склонность положиться впредь на случайную удачу. Неуспех
вообще затрудняет дальнейшую работу, делает е¸ психологически субъективно более трудной, чем она
объективно есть. Но если неуверенного, слабого человека, который не рассчитывает совладать с
трудностями, неуспех может обескуражить, демобилизовать, легко представляясь как фатальный
результат его собственной неспособности, то у более сильного человека, который чувствует в себе
резерв ещ¸ не использованных сил и возможностей, неуспех может стимулировать желание во что бы то
ни стало добиться успеха; он может подстегнуть к тому, чтобы мобилизовать все свои силы, в
особенности если человек к тому же ещ¸ созна¸т, что постигшая его неудача явилась результатом
недостаточно напряж¸нной работы с его стороны.
С этим влиянием успеха и неуспеха на деятельность связано влияние посильно и непосильно
(сверх) трудных задач. Трудные, но посильные задачи и соответствующие требования стимулируют,
выявляя, по мере того как человек их осиливает, повышающийся уровень доступных ему достижений и
Hosted by uCoz