Navigation bar
  Print document Start Previous page
 465 of 584 
Next page End  

повышая тем самым и уровень дальнейших его притязаний, готовность и охоту браться за дальнейшие,
вс¸ более трудные задачи. Постановка сверхтрудных задач, вызывающая неудачные попытки их
разрешить, и сознание их заведомой непосильности парализует, снижает силы и может породить
состояние, при котором все задачи становятся психологически более трудными; в результате задачи,
которые были бы посильны для данного субъекта, могут стать непосильными для него.
Вопрос о влиянии успеха и неуспеха, уровня притязаний и уровня достижений был предметом
ряда экспериментальных исследований (Т. Дембо, Ф. Гоппе, К. Фаянс и др.) школы К. Левина. Эти
работы впервые экспериментально выявили и проследили влияние сложных личностных моментов в
динамике поведения.
В частности Ф. Гоппе экспериментально показал, что переживание успеха и неуспеха зависит не
только от результата деятельности самого по себе, но и от разных моментов, в частности от отношения
данного результата к установившемуся на данный момент уровню притязаний личности, к тому,
насколько данная деятельность испытывается как проявление личности. Гоппе отметил, что
переживания успеха и неуспеха тесно связаны с относительно узким кругом трудностей, определяемых
в первую очередь уровнем достижений личности. В его же экспериментах отч¸тливо выявилось, что
задачи, заведомо слишком трудные и слишком л¸гкие для данного испытуемого, не порождают чувства
успеха и неуспеха.
Экспериментальное исследование Дж. Франка показало, что изменение в уровне достижений в
одной задаче может при известных условиях изменить уровень притязаний по отношению к другой
задаче. В соотношении между уровнем притязаний и уровнем достижений проявляются очень
значительные индивидуальные различия, прич¸м для каждого индивида это соотношение является
относительно очень устойчивой и характерной чертой.
[См. «American Journal of Psychology», v. 47,
1935.]
В экспериментах, провед¸нных на нескольких стах учащихся, Юкнат показано, что успех или
неуспех в одной области или деятельности может существенно сместить вверх или вниз уровень
притязаний детей в другой области, особенно если уровень притязаний в этой второй области ещ¸
прочно не установился.
К. Фаянс специально исследовала влияние успеха и неуспеха на совсем маленьких детях — от 1
года до 4 лет. Она констатировала очень значительное влияние успеха и неуспеха на активность
реб¸нка: успех вызывал и у обычно пассивных детей более или менее значительное повышение
активности, неуспех же — снижение активности даже у относительно активных детей. [Сводный обзор
этих работ см. K. Lewin, A Dynamical Theory of Personality, N.-Y. 1935.]
Для правильного понимания влияния успеха или неуспеха на ход деятельности необходимо
различать два момента: во-первых, объективную успешность или неуспешность, т. е. собственно
эффективность или неэффективность самого действия, во-вторых, — успех или неуспех действующего
лица, этот последний в свою очередь может быть понят по-разному — или как чисто личный успех, или
как успех определ¸нного общественного дела. В действительности мотивы личного успеха вовсе не
безраздельно господствуют в поведении людей. Вс¸ подлинно великое и ценное, что было сделано
людьми, сплошь и рядом делалось не только не в целях личного успеха и признания, но иногда и с
явным пренебрежением к нему. Сколько больших новаторов в общественной жизни, в науке, искусстве
делали сво¸ дело, не получая при жизни признания, и тем не менее не отступались от него, не
сворачивали на те протор¸нные дорожки, которые с наименьшей затратой сил вели к личному
признанию и успеху! Но одно дело личный успех, успех данного индивида, который достигается и в
том деле, которое он ради этого успеха делает, совсем другое дело общественный успех, успех того
дела, которому человек отда¸тся и ради которого он готов нести всяческие жертвы. Именно этот мотив
— успех большого общего дела, а не успех только личный — должен стать основным в мотивации
деятельности человека социалистического общества.
Ряд наблюдений и исследований над школьниками свидетельствует о том, что в ходе учебной
работы, при правильной е¸ организации, полезно периодически учитывать результаты, достигнутые на
различных этапах; это облегчает здоровый самоконтроль. Целый ряд экспериментальных наблюдений
над работой учащихся, из которых одним в ходе работы сообщалось о е¸ результатах, а другие
держались в неведении об оценке их работы, подтверждают это положение.
Так, в частности Byok и Norbell
проверили влияние знаний результатов своей работы на двух
равносильных группах учащихся, упражнявшихся в чистописании. Группа учащихся, которая в начале
экспериментальной работы не проверяла достигнутых ею результатов и была, таким образом, в
неведении относительно них, во второй период стала периодически проверять получавшиеся
Hosted by uCoz