Navigation bar
  Print document Start Previous page
 467 of 584 
Next page End  

этого движения на внешнюю природу и изменяя е¸, он в то же время изменяет свою собственную
природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей
собственной власти. Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм
труда... Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние
человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих
восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от
наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже
построил е¸ в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого
процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально. Работник отличается от пчелы не только
тем, что он изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же
время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и
которой он должен подчинять свою волю». [К. Маркс, Капитал, т. I, Соч., т. XVII, 1937, стр. 197—198;
К. Маркс, Капитал //
К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т. 23. С. 188-189.] Маркс характеризует, таким
образом, труд как сознательную целенаправленную деятельность, которая направляется на
осуществление результата, до действия данного в представлении трудящегося, и регулируется волей в
соответствии с е¸ сознательной целью.
Направляясь по своей основной установке на производство, на создание определ¸нного
продукта, труд это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только
порождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам он формируется в труде.
В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают
закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы.
Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано прежде всего с тем, что
по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание
общественно-полезного продукта. Труд — это всегда выполнение определ¸нного задания;
весь ход
деятельности должен быть подчин¸н достижению намеченного результата; труд требует поэтому
планирования и контроля исполнения, он поэтому всегда заключает определ¸нные обязательства и
требует внутренней дисциплины. Вся психологическая установка трудящегося этим в корне отличается
от установки играющего человека.
То обстоятельство, что в трудовой деятельности все звенья е¸ подчинены конечному звену, е¸
итоговому результату, уже прида¸т специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель
деятельности лежит не в ней самой, а в е¸ продукте. В силу общественного разделения труда положение
становится вс¸ более специфичным. Так как ни один человек не производит все предметы, нужные для
удовлетворения его потребностей, то мотивом деятельности человека становится продукт не его
деятельности, а деятельности других людей, продукт общественной деятельности. Поэтому в труде
складывается характерная для человека способность к действию дальнего прицела, опосредованная,
дал¸кая мотивация,
в отличие от той действующей в порядке короткого замыкания короткой
мотивации, которая характерна для животного, для реактивного, импульсивного действия,
обусловленного моментальной ситуацией.
Трудовая деятельность совершается первично не в силу привлекательности самого процесса
деятельности, а ради более или менее отдал¸нного е¸ результата, служащего для удовлетворения
потребностей человека. Сам процесс труда может быть и обычно в той или иной мере, в той или иной
части своей бывает более или менее трудным, требующим напряжения, усилий, преодоления не только
внешних, но и внутренних препятствий. Поэтому в труде выработались и для труда требуются воля и
произвольное внимание,
необходимое для того, чтобы сосредоточиться на непосредственно не
привлекательных звеньях трудового процесса.
Будет ли труд, в силу того, что он осозна¸тся как обязанность, требует напряжения, усилий,
преодоления препятствий, испытываться как ярмо, как бремя, как проклятие человека или как «дело
чести,
дело славы,
дело доблести и геройства»
[Сталин, Политический отч¸т ЦК ВКП(б) XVI
партсъезду, «Вопросы ленинизма», изд. 10-е, стр. 393.], — зависит от общественного содержания,
которое приобретает труд, т. е. от объективных общественных условий.
Эти объективные общественные условия данного общественного строя, господствующие в н¸м
общественные отношения всегда находят себе отражение в мотивации трудовой деятельности, потому
что труд всегда заключает не только отношение человека к вещи, к предмету — продукту труда, но и к
другим людям.
В труде поэтому существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду.
Именно в н¸м обычно заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное
Hosted by uCoz