Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 584 
Next page End  

Энгельс писал: «Борьба с абстрактной субъективностью христианства привела философию XVIII века к
противоположной односторонности; субъективности была противопоставлена объективность, духу —
природа, спиритуализму — материализм, абстрактно-единичному — абстрактно-всеобщее,
субстанция... XVIII век не разрешил великого противоречия, занимающего историю испокон века и
заполняющего е¸ своим развитием: противоречия субстанции и субъекта, природы и духа,
необходимости и свободы; но он противопоставил друг другу обе стороны противоречия во всей их
резкости и полноте развития и этим сделал необходимым его разрешение». [К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч.
Т. 1. С. 599-600.]
Этого противоречия не разрешила и не могла разрешить немецкая идеалистическая философия
конца XVIII и начала XIX в. и не могла создать новых философских основ для психологии.
В 1844—1845 гг., когда складываются взгляды К. Маркса, им закладываются не только основы
общей научной методологии и целостного мировоззрения, но и намечаются специально новые основы
для построения психологии, которая была бы «действительно содержательной и реальной наукой».
[К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, 1929, стр. 629.]
Ещ¸ до того в этюдах и экскурсах, служивших подготовительными работами для «Святого
семейства» (1845), имеющих самое непосредственное отношение к психологии и особенное для не¸
значение, в «Немецкой идеологии» (1846—1847), посвящ¸нной анализу и критике послегегелевской и
фейербахианской философии, Маркс и Энгельс формулируют ряд положений, которые закладывают
новые основы для психологии. В 1859 г., т. е. одновременно с «Элементами психофизики» Г. Т.
Фехнера, от которых обычно ведут начало психологии как экспериментальной науки, выходит в свет
работа Маркса «К критике политической экономии», в предисловии к которой Маркс с классической
ч¸ткостью формулирует основные положения своего мировоззрения, в
том числе сво¸ учение о
взаимоотношении сознания и бытия. Однако уч¸ные, которые в середине XIX в. вводят
экспериментальный метод в психологию и оформляют е¸ как самостоятельную экспериментальную
дисциплину, проходят мимо этих идей нарождающегося тогда нового философского мировоззрения;
психологическая наука, которую они строят, неизбежно стала развиваться в противоречии с основами
новой научной марксистской методологии. То, что в этот период сделано было классиками марксизма
для обоснования новой подлинно научной психологии, однако, обрывается лишь временно, с тем чтобы
получить дальнейшее развитие почти через столетие в советской психологии.
Оформление психологии как экспериментальной науки
Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнес¸н к XVIII в., а для
некоторых (как-то механика) ещ¸ к XVII в., в психологии совершается лишь в середине ХIХ в. Лишь к
этому времени многообразные психологические знания оформляются в самостоятельную науку,
вооруж¸нную собственной, специфической для е¸ предмета методикой исследования и обладающей
своей системой, т. е. специфической для е¸ предмета логикой построения относящихся к нему знаний.
Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным
образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении
познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к
опытному знанию, осуществл¸нного в естествознании в отношении познания физических явлений.
Особенно значительную роль сыграло в этом отношении материалистическое крыло эмпирического
направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.
Однако, для того чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и
воззрений к науке действительно осуществился, необходимо было ещ¸ соответствующее развитие
научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих методов
исследования. Эти последние предпосылки для оформления психологической науки дали работы
физиологов первой половины XIX в.
Опираясь на целый ряд важнейших открытий в области физиологии нервной системы (Чарльса
Белла, показавшего наличие различных чувствующих и двигательных нервов и установившего
основные законы проводимости (1811)
[Тот же Чарльс Белл явился между прочим и автором
замечательного трактата о выразительных движениях.], И. Мюллера, Э. Дюбуа-Раймона, Г.
Гельмгольца, подвергших измерению проведение возбуждения по нерву), они создали целый ряд
капитальных трудов, посвящ¸нных общим закономерностям чувствительности и специально работе
различных органов чувств (работы Иоганнеса Мюллера и Э. Г. Вебера, работы Т. Юнга, Г. Гельмгольца
и Э. Геринга по зрению, Г. Гельмгольца по слуху и т. д.). Посвящ¸нные физиологии органов чувств, т. е.
Hosted by uCoz