Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 584 
Next page End  

различным видам чувствительности, эти работы в силу внутренней необходимости переходили уже в
область психофизиологии ощущений.
Особенное значение для развития экспериментальной психологии приобрели исследования Э. Г.
Вебера, посвящ¸нные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением. Эти
исследования были затем продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г. Т.
Фехнером (см. дальше). Этим трудом были заложены основы новой специальной области
экспериментального психофизического исследования.
Результаты всех этих исследований объединил, отчасти дальше развил и систематизировал в
психологическом плане в своих «Основах физиологической психологии» (1874) В. Вундт. Он собрал и
дальше
разработал в целях психологического исследования методы, выработанные первоначально
физиологами.
В 1861 г. В. Вундт изобретает первый элементарный прибор специально для целей
экспериментального психологического исследования. В 1879 г. он организует в Лейпциге лабораторию
физиологической психологии, в конце 80-х годов реорганизованную в Институт экспериментальной
психологии. Первые экспериментальные работы Вундта и многочисленных учеников были посвящены
психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, выразительным движениям и т.
д. Все эти первые работы были, таким образом, сосредоточены на элементарных психофизиологических
процессах; они целиком ещ¸ относились к тому, что сам Вундт называл физиологической психологией.
Но вскоре эксперимент, проникновение которого в психологию началось с элементарных процессов,
лежащих как бы в пограничной между физиологией и психологией области, стал шаг за шагом
внедряться в изучение центральных психологических проблем. Лаборатории экспериментальной
психологии стали создаваться во всех странах мира. Э. Б. Титченер выступил пионером
экспериментальной психологии в США, где она вскоре получила значительное развитие.
Экспериментальная работа стала быстро шириться и углубляться. Психология превратилась в
самостоятельную, в значительной мере экспериментальную науку, которая вс¸ более строгими
методами начинает устанавливать новые факты и вскрывать новые закономерности. За несколько
десятилетий, прошедших с тех пор, фактический экспериментальный материал, которым располагает
психология, значительно возрос; методы, которыми она работает, стали разнообразнее и точнее; облик
науки заметно преобразился. Внедрение в психологию эксперимента не только вооружило е¸ этим
новым для не¸, очень мощным специальным методом научного исследования, но и вообще по-новому
поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и
критерии научности всех видов опытного исследования в психологии. Именно поэтому введение
экспериментального метода в психологию сыграло такую большую, пожалуй, даже решающую роль в
оформлении психологии как самостоятельной науки. Наряду с проникновением в психологию
экспериментального метода значительную роль в развитии психологии сыграло проникновение в не¸
принципа эволюции.
Эволюционная теория современной биологии, распространившись на психологию, сыграла в ней
двойную роль: во-первых, она ввела в изучение психических явлений новую, очень плодотворную
точку зрения, связывающую изучение психики и е¸ развития не только с физиологическими
механизмами, но и с развитием организмов в процессе приспособления к среде. Ещ¸ в середине XIX в.
Г. Спенсер строит свою систему психологии, исходя из принципа биологической адаптации. На
изучение психических явлений распространяются принципы широкого биологического анализа. Сами
психические функции в свете этого биологического подхода к проблемам психологии начинают
пониматься как явления приспособления, исходя из той роли или функции, которые они выполняют в
жизни организма. Эта биологическая точка зрения на психические явления получает в дальнейшем
значительное распространение. Превращаясь в общую концепцию, не ограничивающуюся филогенезом,
она вскоре обнаруживает свою ахиллесову пяту, приводя к биологизации человеческой психологии.
Эволюционная теория, распространившаяся на психологию, привела, во-вторых, к развитию
генетической психологии — прежде всего зоопсихологии. В конце прошлого столетия, благодаря ряду
выдающихся работ (Ж. Л¸ба, К. Ллойд-Моргана, Л. Гобхауза, Г. Дженнингса, Э. Л. Торндайка и др.),
зоопсихология, освобожд¸нная от антропоморфизма, вступает на путь объективного научного
исследования. Из исследований в области
филогенетической сравнительной психологии
(зоопсихологии) возникают новые течения общей психологии и в первую очередь поведенческая
психология. В настоящее время зоопсихология — одна из наиболее интенсивно разрабатываемых
областей психологии. Новейшие работы в этой области проливают яркий свет на предшествующие
человеку ступени развития психики в филогенезе.
Hosted by uCoz