Navigation bar
  Print document Start Previous page
 480 of 584 
Next page End  

писал: «С тех пор, как я, кончив вторую часть, задумал то, что должно случиться в третьей части, я
испытал столько горя и душевных волнений, как будто дело шло о взаправдашнем событии, я
просыпался по этому поводу ночью; вчера, закончив повесть, я должен был не показываться из
комнаты. Лицо мо¸ распухло чуть не вдвое против нормальных размеров и было до смешного
безобразно» (Forster, III, 168, 1844). Биограф У. Теккерея рассказывает, что однажды, при встрече с
одним приятелем, Теккерей мрачно сказал ему: «Сегодня я убил полковника Ньюкома», а затем в тот же
день проч¸л ему ту главу из Ньюкомов, где описана смерть полковника. «Теккерей так волновался,
читая, что закончил чтение едва внятным голосом. Теккерей также огорч¸н смертью Елены Пенденнис
и плачет». [И. И. Лапшин, Художественное творчество, Пг. 1922, стр. 121.]
Впитав в себя столько чувств своих творцов, произведения больших мастеров иногда порождают
переживания более яркие, чем любое реальное событие.
«Помню, — пишет А. М. Горький, — «Простое сердце» Флобера я читал в Троицын день
вечером, сидя на крыше сарая, куда залез, чтобы спрятаться от празднично настроенных людей. Я был
совершенно изумл¸н рассказом, точно оглох, ослеп, — шумный весенний праздник заслонила передо
мной фигура обыкновеннейшей бабы, кухарки, которая не совершила никаких подвигов, никаких
преступлений. Трудно было понять, почему простые, знакомые мне слова, уложенные человеком в
рассказ о «неинтересной» жизни кухарки, — так взволновали меня. В этом был скрыт непостижимый
фокус, и — я не выдумываю — несколько раз, машинально и как дикарь, я рассматривал страницы на
свет, точно пытаясь найти между строк разгадку фокуса». [А. М. Горький, О литературе, стр. 185.] Этот
«фокус» заключался в мастерстве подлинного художественного творчества, которое, преображая
воспринимаемое, отражает порой объективную реальность в более чистых и совершенных, более
подлинных формах, чем это в состоянии сделать обыденное восприятие действительности.
Творчество, включаясь в труд, открывает новый аспект в проблеме деятельности в целом. В
трудовой деятельности, направленной вообще на создание определ¸нного объективного продукта,
личность должна подчинить свободную игру своих порывов и сил внешней цели, продукту своего
труда. В творческой труде, который созда¸т нечто объективно значимое и вместе с тем новое,
привнес¸нное личностью, оригинальное, т. е. носящее печать данной личности, объективная и
личностная значимость деятельности могут максимально совпасть. В творческом труде находит себе
простор игра творческих сил личности. Труд в какой-то мере включает в себя игру, не переставая быть
трудом. Расщепл¸нные моменты или стороны деятельности, превратившиеся в различные виды е¸,
снова, не сливаясь, образуют, переходя друг в друга, единое целое.
Игра
Природа игры
Игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе
с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма
серь¸зной и трудной проблемой для научной мысли.
Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую — К. Гросс,
Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и пр. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений
многогранного, переливчатого существа игры и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной его
сущности.
Что же такое игра — доступная для реб¸нка и непостижимая для уч¸ного?
Прежде всего игра, поскольку речь ид¸т об играх человека и реб¸нка, — это осмысленная
деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объедин¸нных единством мотива.
Очень распростран¸нное представление о том, что игра является лишь функционированием,
порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради
практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Вс¸ же человеческая игра —
это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое
совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра —
это деятельность; это значит, что игра является выражением определ¸нного отношения личности к
окружающей действительности.
Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается
существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной
Hosted by uCoz