Navigation bar
  Print document Start Previous page
 481 of 584 
Next page End  

жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека «игра дитя
труда».
Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все игры обычно воспроизводят те
или иные виды практической неигровой деятельности.
[«Нет ни одной формы игры, — писал ещ¸ В.
Вундт, — которая не имела бы своего образца в том или другом виде серь¸зного занятия, само собой
разумеется, предшествующего ей во времени. Ибо жизненная необходимость принуждала к труду, а в
труде человек мало-помалу научался смотреть на употребление в дело своей силы, как на
удовольствие» (W. Wundt, Ethik, Berlin, 1886, стр. 145).]
Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим
содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим
операциям. Существенным в труде как источнике игры является его общественная сущность,
специфический характер трудовой деятельности, как деятельности, которая, вместо того чтобы, как
жизнедеятельность животных, просто приспособляться к природе, изменяет е¸. Игра связана с
практикой, с воздействием на мир. Игра человека порождение деятельности, посредством которой
человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры
в способности,
отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая
человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется
потребность реб¸нка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение
игры.
Теорию, согласно которой игра связана с трудом, развил у нас Г. В. Плеханов. [Г. В. Плеханов,
Письма без адреса, Письмо третье, Собр. соч.:
В 20 т., т. XIV, 1924.] Игра, по Плеханову, является
порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам. Но сам труд Плеханов
понимает ограниченно, не во всей его социальной сущности, не как общественную практику, а как
производственно-техническую деятельность. В результате правильное исходное положение о связи
игры с трудом приводит к неадекватному представлению об игре как подражании производственно-
техническим операциям. В действительности игра не ограничивается сферой производственно-
технических процессов, и, главное, суть е¸ не в удовольствии от подражания производственно-
технической деятельности, а в потребности воздействия на мир, которая формируется у реб¸нка в игре
на основе общественной практики взрослых.
Будучи связана с трудом, игра, однако, и отлична от него. Для того чтобы понять игру из
соотношения е¸ с трудом, нужно взять е¸ и в единстве е¸ с трудом и в е¸ отличии от него. И общность
игры с трудом, и их различие выступают прежде всего в их мотивации.
Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо
частных проявлениях, а в ином общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не
только то, в ч¸м он испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; иногда
и даже сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его
практическая необходимость или побуждают лежащие на н¸м обязанности, независимо от наличия
непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей игровой
деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или
общественная обязанность. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что
этого требуют его профессиональные или служебные обязанности; реб¸нок, играя во врача, «лечит»
окружающих, только потому что это его привлекает. В игре выражается более непосредственное
отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений — непосредственных интересов и
потребностей.
Эти непосредственные побуждения, конечно, по-своему опосредованы. Они исходят не из
глубин будто бы замкнутого в себе развивающегося индивида; они рождаются из его контакта с миром
и опосредованы всеми человеческими взаимоотношениями, в которые с самого начала включ¸н
реб¸нок. В процессе его духовного развития ему вс¸ шире раскрывается мир. Он видит многообразные
действия окружающих его людей, и много прежде, чем он окажется в состоянии овладеть лежащими в
их основе знаниями и умениями, всей сложной техникой этих действий, обеспечивающих им
практическую эффективность, он уже по-своему переживает эти действия, и деятельность, в них
проявляющаяся, полна для него непреодолимой привлекательности. Реб¸нку чуждо ещ¸ очень многое
из того, что в действительности связано с ролью матери, но он не может не видеть, как вся забота,
которою он окруж¸н, исходит от не¸, и вся жизнь его от не¸ зависит, — и как же реб¸нку не хотеть быть
таким всесильным существом, которое заботится, опекает, наказывает, милует? Он, конечно, не умеет
лечить, как врач, ему неизвестны все секреты его латинской кухни, но ему отлично известно, что к
Hosted by uCoz