Navigation bar
  Print document Start Previous page
 482 of 584 
Next page End  

словам врача всегда особенно прислушиваются, что его особенно ждут, когда кто-нибудь в доме болен,
ожидая от него помощи, облегчения и спасения, — так как реб¸нку не хотеть оказаться в положении
человека, которого все, даже старшие, взрослые, слушаются, который может помочь, вылечить,
избавить от боли, от страданий? Реб¸нок, конечно, не умеет управлять аэропланом, он не знает всей
сложной техники этого дела, но как ему не знать в дни, когда вся страна чествует л¸тчиков,
совершивших пол¸т на Северный полюс, что л¸тчики — это люди, на которых сосредоточено всеобщее
внимание, что они герои, что вся страна их чествует, — как реб¸нку не хотеть тоже быть таким героем и
всеобщим любимцем? Реб¸нок живо чувствует привлекательность того, что связано с ролью, которую
играют в жизни и родители, и врач, и л¸тчик, и воин, защищающий родину, и управляющий поездом
машинист. Из контакта с внешним миром у реб¸нка зарождаются многообразные внутренние
побуждения, которые своей непосредственной для него привлекательностью стимулируют его к
действию. Игровое действие — это и есть действие, которое совершается в силу непосредственного к
тому интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта.
Первое, положение, определяющее сущность игры,
состоит в том, что мотивы игры
заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно да¸т данное действие в
практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к е¸ результату, а в
многообразных переживаниях,
значимых для реб¸нка, вообще для играющего, сторон
действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением
к значимым для индивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает
очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужд¸н к действию,
прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида
значимости, в силу того, что посредством этого действия человек может обходным пут¸м достичь
удовлетворения каких-то своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним
содержанием данного действия.
Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к
окружающему; значимость тех или иных е¸ сторон переживается в игровой деятельности на основании
более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой
деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и
прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых
действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на
который оно непосредственно направлено. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы
для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой
деятельности и в этом е¸ основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества
сравнимая прелесть.
С этой исходной особенностью игры в отношении е¸ мотивации связана основная е¸ особенность
в способах игрового действования или оперирования.
Для осуществления в практическом плане тех действий, которые реб¸нок переносит в игровой
план, человечество выработало в процессе исторического развития науки и техники необходимые для
их практической эффективности сложные способы их осуществления. Овладение этой техникой, для
адекватного применения которой требуются обширные знания, составляет задачу учебной
деятельности, включающей специальную профессиональную подготовку. Эта «техника» недоступна
реб¸нку. Недоступная ещ¸ реб¸нку, она оказывается по самому смыслу игры и не нужной для
выполнения игрового действия, поскольку игровое действие не стремится к вещному результату и к
утилитарному эффекту. Этим определяется вторая
характерная — особенность игры: игровое
действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, не будучи
связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия,
которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. В игровой деятельности
действия являются скорей выразительными и семантическими актами, чем оперативными при¸мами.
Они должны скорей выразить заключ¸нный в побуждении, в мотиве смысл действия, отношение его к
цели, чем реализовать эту цель в виде вещного результата. Такова функция, назначение игрового
действия. В соответствии с этой функцией действия в игровом плане при его выполнении сохраняется
то, что существенно для этой его функции, и отбрасывается то, что для не¸ несущественно. Игровые
действия сообразуются лишь с теми предметными условиями, которые определяются мотивом и целью
действий, и могут не сообразоваться с теми, от уч¸та которых зависит вещный результат действия в
практической ситуации. Преобразуясь в соответствии с этим своим назначением, игровое действие
приходит, вместе с тем, в соответствие и с возможностями реб¸нка. Именно в силу этой своей
Hosted by uCoz