Navigation bar
  Print document Start Previous page
 484 of 584 
Next page End  

только он «войд¸т в роль», ему откроются не только чувства его роли, которые станут его
собственными чувствами, но и чувства всех его партн¸ров, объедин¸нных с ним единством действия и
воздействия.
Когда реб¸нок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность;
принимая на себя ту или иную роль и входя в не¸, он расширяет, обогащает, углубляет свою
собственную личность. На этом отношении личности реб¸нка к его роли основывается значение игры
для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности реб¸нка в целом.
В жизни вообще, не только в игре, роль, которую личность на себя принимает, функции, которые
она в силу этого выполняет, совокупность отношений, в которые она таким образом включается,
накладывают существенный отпечаток на саму личность, на весь е¸ внутренний облик.
Как известно, само слово «личность» (по-латыни persona), заимствованное римлянами у
этрусков, первоначально означало роль (и до того — маску акт¸ра); римлянами оно употреблялось для
обозначения общественной функции лица (persona patris, regis, accusatoris). Переход этого слова на
обозначение личности в современном смысле этого слова отражает общественную практику, которая
судит о личности по тому, как она выполняет свои общественные функции, как она справляется с
ролью, возложенной на не¸ жизнью. Личность и е¸ роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в
игре через роли, которые реб¸нок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.
Теории игры
Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью
пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к
дальнейшей серь¸зной деятельности; в игре реб¸нок, упражняясь, совершенствует свои способности. В
этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как
дополнение к жизненной действительности и как отдых.
Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в
том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл е¸ в той роли, которую она в развитии
выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не
е¸ источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение
игры, исходящее лишь из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она
направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет
причинность. Поскольку же Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так
же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Трактуя
о значении игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична.
Теория игры, сформулированная Г. Спенсером, который развил мысль, брошенную Ф.
Шиллером, усматривает источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни,
в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить
направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-
нибудь другую деятельность; к тому же играет иногда и утомл¸нный человек, переходя к игре как к
отдыху. Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил является
формалистической, поскольку она бер¸т динамический аспект игры в отрыве от е¸ содержания. Именно
поэтому эта теория и не в состоянии объяснить игры.
Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т.
е. удовольствия от самого функционирования, независимо от результата) как основного мотива игры.
Опять-таки не подлежит сомнению, что здесь верно подмечены некоторые факты, характерные для
игры: в игре важен не практический результат действия в смысле воздействия на предмет, а сама
деятельность; игра не обязанность, а удовольствие. И опять-таки не подлежит сомнению, что это в
целом неудовлетворительная теория игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием,
является частным выражением гедонической теории деятельности, т. е. теории, которая считает, что
деятельность человека регулируется принципом удовольствия или наслаждения, и страдает тем же
общим недостатком, что и эта последняя. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как
и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной
подлинной реальной мотивации. Так же как динамическая теория Шиллера-Спенсера, и эта
гедоническая теория теряет из виду реальное содержание действия, в котором заключ¸н его подлинный
мотив, отражающийся в той или иной эмоционально-аффективной окраске. Признавая определяющим
для игры фактором специально функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования,
Hosted by uCoz