Navigation bar
  Print document Start Previous page
 486 of 584 
Next page End  

привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры. Именно новые, только
народившиеся и ещ¸ не укрепившиеся как нечто привычное, приобретения развития по преимуществу
входят в игру.
Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя,
реб¸нок вс¸ совершеннее овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.
Реб¸нок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает
подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те
действия, которые являются для него новоприобрет¸нными, ещ¸ не ставшими привычными. В
результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он
играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра — практика развития.
Различные формы серь¸зной деятельности взрослых служат образцами, которые
воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа;
сво¸ содержание они черпают из труда и быта окружающих. Бесчисленные примеры подтверждают это
положение. Их очень много в литературе; на каждом шагу их доставляет и жизнь. Игра, таким образом,
составляет, как писал Плеханов, «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих
именно для передачи культурных приобретений из рода в род». Тем самым игра подготовляет
подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, которому оно ид¸т на смену,
формируя, развивая в н¸м способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в
будущем предстоит выполнять. Мы, однако, не скажем, что игра — это и есть подготовка к дальнейшей
жизни, как если бы, играя, реб¸нок не жил, а только готовился к жизни в дальнейшем. В
действительности лишь в жизни можно готовиться для жизни. Играя, реб¸нок жив¸т жизнью,
исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится лишь к тому,
чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что, играя, он жив¸т, он в игре и получает первую,
совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые
человеческие потребности и интересы реб¸нка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В
игре формируются все стороны психики реб¸нка.
«Игра, — пишет Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который
призваны изменить». Она первая «школа» мысли и воли; познание в ней неразрывно связано с
действованием, а действование — с познанием. В игре у реб¸нка формируется воображение, которое
заключает в себе и отл¸т от действительности и проникновение в не¸. Способности к преобразованию
действительности в образе и преобразованию е¸ в действии, е¸ изменению совместно закладываются и
подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному
действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через
не¸ формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые реб¸нок, играя, на себя
принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность реб¸нка. В игре в той или иной мере
уже формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к
обучению.
Вс¸ же как будто всеми уже реш¸нный вопрос о том, что игра в дошкольном возрасте является
ведущей формой деятельности, должен быть оставлен ещ¸ открытым. Игра несомненно имеет самое
существенное значение для формирования основных психических функций и процессов реб¸нка-
дошкольника. Но является ли игровая деятельность, входящая несомненно как существенный
компонент в образ жизни реб¸нка-дошкольника, самой основой его образа жизни и определяет ли она в
конечном сч¸те сам стержень личности реб¸нка, как общественного существа? Вопреки общепринятой
точке зрения, мы склонны, не отрицая, конечно, значения игры, искать определяющих для
формирования личности, как общественного существа, компонентов его образа жизни и в неигровой
повседневной бытовой деятельности реб¸нка, направленной на овладение правилами поведения и
включения в жизнь коллектива. Как в преддошкольный период основным в развитии реб¸нка является
овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие
поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным
приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не
исключает значения игры для формирования психики реб¸нка и обогащения его душевной жизни.
Игра является особенно спонтанным проявлением реб¸нка, и вместе с тем вся она строится на
взаимоотношениях реб¸нка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности реб¸нка, создают для него
на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его
деятельности; реб¸нок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печ¸т для него другие,
настоящие, съедобные.
[Эта возможность, впрочем, в капиталистическом обществе обеспечена далеко
Hosted by uCoz