Navigation bar
  Print document Start Previous page
 489 of 584 
Next page End  

продолжавшиеся в течение нескольких дней. Однако сначала они в последующие дни не столько
продолжались, сколько повторялись. Позднее они стали действительно получать дальнейшее развитие,
расширяя сво¸ содержание в результате интерес к ним не ослабевал, а поддерживался долгое время. В
средней группе игры в течение длительного периода были однодневными; лишь под конец года они
перестали неожиданно обрываться, как это имело место сначала, а стали постепенно угасать, сменяясь
другими, и приобрели более длительный характер (2—3 дня).
В условиях определ¸нно направленного воспитательного процесса, когда играм с сюжетной
игрушкой уделяется особое внимание, дети часто выступают в роли режисс¸ра; исполнителями же
являются игрушки. Требуется большое количество зверей, кукол и т. д., между которыми и
распределяются роли. Получается своего рода сцена, в которой режисс¸р не только собственноручно
передвигает участников, но и говорит за всех «акт¸ров».
Иногда в таких ролевых играх с сюжетной игрушкой принимает участие несколько детей. В этих
случаях каждый из участников передвигает несколько прикрепл¸нных к нему игровых фигурок, подавая
за них соответствующие реплики или имитируя будто бы издаваемые ими звуки.
Развитие ролевых игр не заканчивается в дошкольном возрасте. В жизни детей не только
младших, но и средних классов школы эти игры занимают определ¸нное место. Сюжеты из
современной действительности, связанные большей частью с героикой, сюжеты о прошлом нашей
страны и других стран, взятые из прочитанных книг, с большим интересом отображаются в ролевых
играх, длящихся часто неделями. Эти игры, будучи ч¸тко и строго организованными, могут включать
иногда большое количество участников. В руках умелого педагога такие сюжетные игры становятся
прекрасным средством воспитательного воздействия.
Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь
в сво¸м сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от
жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного
содержания и, главное, совершенство, которого требует на более высоких уровнях развития его
воплощение в действии, прида¸т игре особый характер. Игра становится искусством. Это искусство
требует большой специальной работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией.
Игра здесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре-искусстве акт¸ром являются лишь
немногие люди; среди взрослых только они сохраняют за собой, поднимая е¸ на новую ступень, ту
привилегию, которой в детстве пользуется каждый, — принимать на себя всевозможные доступные
воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные
участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой они входят в
ту или иную роль, — что тоже требует более или менее высокого уровня развития.
Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того,
какое содержание приобретает игра, отражая окружающую реб¸нка жизнь взрослых.
Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у
него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определ¸нных способностей или сторон
его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы.
Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве. И
способность человека отдаваться ему и переживать его во всей его непосредственной действенной
эмоциональности оста¸тся проявлением и доказательством его неувядающей молодости.
Учение
Природа учения и труд
В процессе исторического развития формы труда, вс¸ совершенствуясь, вместе с тем и
усложнялись. В силу этого вс¸ менее возможным становилось овладение необходимыми для трудовой
деятельности знаниями и навыками в процессе самой этой деятельности. Поэтому в целях подготовки к
дальнейшей собственной производственной трудовой деятельности стало необходимым выделение в
качестве особого вида деятельности — учения, учебного труда по освоению обобщ¸нных результатов
предшествующего труда других людей. Человечество выделило для этого особый период в жизни
подрастающего человека и создало для него такие специальные формы существования, при которых
учение является основной деятельностью: «годы мастерства» предваряются «годами уч¸бы», говоря
словами И. В. Г¸те.
Hosted by uCoz