Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 584 
Next page End  

Проникновение в психологию принципа развития не могло не стимулировать и психологических
исследований в плане онтогенеза. Во второй половине XIX в. начинается интенсивное развитие и этой
отрасли генетической психологии — психологии реб¸нка. В 1877 г. Ч. Дарвин публикует свой
«Биографический очерк одного реб¸нка» («A biographical sketch of an infant»). Около того же времени
появляются аналогичные работы И. Тэна, Э. Эггера и др. Вскоре — в 1882 г. — за этими научными
очерками-дневниками, посвящ¸нными наблюдениям за детьми, следует продолжающая их в более
широком и систематическом плане работа В. Прейера «Душа реб¸нка».
В. Прейер находит множество продолжателей в различных странах. Интерес к детской
психологии становится всеобщим и принимает интернациональный характер. Во многих странах
создаются специальные исследовательские институты и выходят специальные журналы, посвящ¸нные
детской психологии. Появляется ряд работ, посвящ¸нных психологии реб¸нка. Представители каждой
сколько-нибудь крупной психологической школы начинают уделять значительное внимание
психологии реб¸нка. В психологии реб¸нка получают отражение все течения психологической мысли.
Наряду с развитием экспериментальной психологии и расцветом различных отраслей
генетической психологии, как знаменательный в истории психологии факт, свидетельствующий о
значимости е¸ научных исследований, необходимо ещ¸ отметить развитие различных специальных
областей так называемой прикладной психологии, которые подходят к разрешению различных вопросов
жизни, опираясь на результаты научного, в частности экспериментального, исследования. Психология
находит себе обширное поле применения в области воспитания и обучения, в медицинской практике, в
судебном деле, в области хозяйственной жизни, в военном деле, искусстве и т. д.
Кризис методологических основ психологии
Оформление психологии как самостоятельной экспериментальной дисциплины хронологически
совершается на рубеже двух исторических периодов: в последние годы второго периода новой истории
(от Французской революции XVIII в. до Парижской Коммуны) и первые годы третьего периода (от
Парижской Коммуны до конца первой мировой войны и победы Великой социалистической революции
в России). Корнями своими она уходит в предшествующий период.
Методика экспериментального психофизиологического исследования — одна из двух основных
составных частей новой психологической науки — сложилась на основе крупнейших научных
достижений физиологии нервной системы и органов чувств первой половины XIX в. Лучшие же
философские свои принципы она заимствовала из арсенала XVIII в. Именно тогда ещ¸ были, как мы
видели (см. выше), выкованы е¸ основные понятия и объяснительные принципы.
Оформившаяся как самостоятельная наука в середине XIX в. психология по своим философским
основам была наукой XVIII в.
Не
Г. Т. Фехнер и В. Вундт — эклектики и эпигоны в философии, а
великие философы XVII—XVIII вв. определили е¸ методологические основы. Оформление психологии
как экспериментальной дисциплины у Вундта происходило уже в условиях назревавшего кризиса е¸
философских основ.
Поэтому в корне должна быть отвергнута та очень распростран¸нная точка зрения, которая
превращает оформление экспериментальной физиологической психологии у Фехнера и Вундта в
кульминационный
пункт развития психологии, приближаясь к которому психология вс¸ шла вверх и
начиная с которого она, переходя в состояние кризиса, стала неуклонно спускаться вниз. Внедрение в
психологию экспериментального метода и выделение психологии как особой экспериментальной
дисциплины является бесспорно существенным этапом в развитии психологической науки. Но
становление новой психологической науки не может быть стянуто в одну точку. Это длительный, ещ¸
не закончившийся процесс, в котором должны быть выделены три вершинные точки: первая должна
быть отнесена к тому же XVIII в. или переломному периоду от XVII к XVIII в., который выделил Ф.
Энгельс для всей истории науки, вторая — ко времени оформления экспериментальной
физиологической психологии в середине XIX в.; третья — к тому времени, когда окончательно
оформится система психологии, сочетающая совершенство методики исследования с новой подлинно
научной методологией. Первые камни этого нового здания заложил в своих ранних юношеских работах
К. Маркс.
Для развития психологии во второй период характерно отсутствие больших оригинальных
систем, в какой-либо мере сравнимых с теми, которые создал XVIII в. или начало XIX в., подчинение
психологии таким построениям, как эклектическая «индуктивная метафизика» В. Вундта,
прагматическая философия У. Джемса или эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса, и нарастающая
Hosted by uCoz