Navigation bar
  Print document Start Previous page
 490 of 584 
Next page End  

Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в
течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры
и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания
готовить уроки,
соблюдать дисциплину;
учебная работа строится на обязанностях. Общая установка
личности в учении уже не игровая, а трудовая.
Основная цель учения, применительно к которой приноравливается вся его общественная
организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное
средство — освоение обобщ¸нных результатов того, что создано предшествующим трудом
человечества; осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготовляется к собственной
трудовой деятельности. Этот процесс учения протекает не стихийно, не самот¸ком; он осуществляется в
процессе обучения. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения —
двухстороннего процесса передачи и усвоения знаний. Он осуществляется под руководством учителя и
направляется на развитие творческих возможностей учащегося.
Включая учение как сторону в обучение, мы рассматриваем процесс обучения как единый
процесс, включающий и учителя и ученика, объедин¸нных определ¸нными взаимоотношениями, вместо
того чтобы разрывать и противопоставлять учение и обучение, как это неоднократно делалось. Вместе с
тем, выделяя вс¸ же учение как особую сторону этого процесса, мы подч¸ркиваем активность со
стороны учащегося. Процесс обучения в целом включает взаимодействие ученика и учителя; учение —
не пассивное восприятие, как бы при¸мка передаваемых учителем знаний, а их освоение.
Учение в этом специфическом смысле слова является своеобразным производным видом
деятельности, в которой цель сдвинута или смещена по сравнению с деятельностью, для которой она
служит подготовкой. То, что в этой последней является лишь предпосылкой, средством, способом е¸
осуществления, в учении выступает как цель. С этим смещением цели неизбежно связаны и сдвиг и
изменения мотивов. В действительности, однако, далеко не вс¸, чему научается человек, он приобретает
в результате учения в этом специфическом смысле слова — уч¸бы или учебного процесса, как особой
деятельности, направленной на овладение определ¸нными знаниями и умениями, как на е¸ прямую
цель. Так, например, реб¸нок нормально первоначально овладевает речью, пользуясь ею в процессе
общения,
а не изучая е¸ в процессе учения.
Овладение речью совершается у него в результате
деятельности, направленной вовсе не на овладение ею, а на общение посредством речи. Такой процесс
научения, при котором научение становится результатом деятельности, не будучи е¸ целью, может быть
очень эффективным. Существует, таким образом, два вида учения или, точнее, два способа научения и
два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один
из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями, как на свою прямую цель.
Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в
последнем случае — не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и
результат другой деятельности, в которую он включ¸н. Научение, доведение до завершающих
результатов обычно осуществляется обоими способами, в том или ином соотношении.
Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения
специальными знаниями и умениями, как «техническими» компонентами той или иной жизненной,
профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучение какой-либо
деятельности, человек достигает не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения,
выполняя эту деятельность. Действие, выполненное раз как учебное действие, с целью научиться, т. е.
овладеть способом выполнения данного действия, и внешне то же действие, выполненное не в
учебном, а в деловом плане с целью получить определ¸нный результат, это психологически разные
действия. В первом случае субъект сосредоточен главным образом на способах его выполнения, на его
схеме, во втором — на результате; в последнем случае необходимо учесть дополнительные
обстоятельства, не существенные или не столь существенные в первом; различна в обоих случаях мера
ответственности и в связи с этим общая установка личности. По сравнению с учебным действием,
целью которого является лишь овладение способами его выполнения, действие, цель которого —
предметный результат, предъявляет дополнительные требования, и выполнение его, не ставя цели
научиться, да¸т в этом отношении дополнительный эффект. В свою очередь учебное действие имеет
свои преимущества.
Правильно определить, когда и как должен быть использован каждый из этих способов
научения, — одна из существенных, ещ¸ недостаточно осознанных и разработанных проблем дидактики
и методики.
Поскольку учение заключается в
освоении знаний и умений, выработавшихся в результате
Hosted by uCoz