Navigation bar
  Print document Start Previous page
 497 of 584 
Next page End  

т. д.) в учебной деятельности существенно отличается от «функций» или процесса восприятия, каким он
представляется, когда он изучается вне конкретной деятельности. Восприятие, запоминание, мышление
учащегося и т. д. формируются в самом ходе обучения.
В процессе усвоения знаний выделяется несколько теснейшим образом взаимосвязанных
моментов или сторон, как-то: первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком
смысле слова, его осмысление,
специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение
материалом, в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике.
Эти моменты могут быть отнесены к различным стадиям процесса учения, поскольку для каждого из
них в ходе учебной работы выделяется особый этап, на котором ему должно быть уделено особое
внимание. Однако эти этапы или стадии нельзя внешне противопоставлять друг другу, так как анализ
фактического протекания процесса усвоения знаний при рационально организованном обучении
показывает, что каждый из выше отмеченных моментов, как осмысленное восприятие материала и
прочное его закрепление, зависит от всех этапов процесса обучения, от начального до конечного.
Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению,
но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с
ним ознакомления, но и от всей последующей работы, включая и повторительную работу, специально
предназначенную для закрепления знаний. Это не исключает того, что каждому из моментов, входящих
в процесс усвоения знаний, может и должен быть специально посвящ¸н особый этап учебной работы.
Прежде всего есть вс¸ же все основания выделить начальный этап первичного ознакомления с
материалом. От этой первой «встречи» учащегося с учебным материалом зависит очень многое. Иногда
уже при этой первой встрече материал может привлечь и вызвать стремление глубже в него
проникнуть, иногда он может точно так же сразу оттолкнуть; первые встречи иногда бывают
решающими.
Воспринять материал — это всегда значит в той или иной мере его осмыслить и так или иначе к
нему отнестись. Поэтому восприятие материала непрерывно связано с процессом его осмысления. Для
того чтобы восприятие материала было полноценным, даже вообще сколько-нибудь осмысленным,
работа мысли, направленная на его осознание, должна не только следовать за первичным восприятием
учебного материала, но и предварять его. Восприятие учебного материала всегда обусловлено теми
предпосылками, которые были созданы до его восприятия и создаются в процессе восприятия. Это
проблема «апперцепции», говоря языком традиционной психологии.
Педагоги, на практике убеждаясь в значении подготовки учащегося к восприятию учебного
материала, недаром часто вопреки психологам обнаруживают склонность к этому понятию
апперцепции. За ним действительно стоят педагогически очень значимые факты. Эти факты должны
быть учтены. Но само понятие апперцепции давало по большей части неправильное их истолкование,
поскольку апперцепция представлялась либо как какая-то заложенная в душе сила или активность,
извне формирующая инертный материал (Г. В. Лейбниц, В. Вундт), либо как в ней отложившаяся
«масса представлений» (И. Ф. Гербарт). Между тем в действительности «апперцепция», т. е.
осмысленное и активное восприятие материала, возникает отчасти в результате подготовительной
работы, подводящей к восприятию нового материала в определ¸нной системе, отчасти же в самом
процессе восприятия в результате такой его подачи, которая, выделяя в н¸м существенное, выявляя его
связи с предыдущим, созда¸т установки на надлежащее восприятие материала. Другими словами: для
нас «апперцепция» или то, что этот термин в действительности обозначает, — это не только и не
столько предпосылка, сколько и результат рационально организованной «перцепции» — восприятия
материала. Вместе с тем «апперцепция» не сводится к сумме, агрегату или массе перцепции или
представлений, она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое
не исчерпывается содержанием представлений.
Как бы ни было осмысленно восприятие материала при первичном ознакомлении с ним, по
большей части требуется ещ¸ дальнейшая специальная работа по более глубокому раскрытию его
смыслового содержания и проникновению в него. Это осмысление материала включает в себя все
мыслительные процессы: сравнение — сопоставление и различение, анализ и синтез, абстракцию,
обобщение и конкретизацию, переход от конкретного, единичного к отвлеч¸нному, общему и от
абстрактного, общего к наглядному, единичному — словом, вс¸ многообразие процессов, в которых
совершается раскрытие предметного содержания знания в его вс¸ более глубоких и многосторонних
взаимосвязях. В зависимости от характера материала — описательного, повествовательного,
объяснительного — и эти процессы приобретают тот или иной, более или менее своеобразный,
характер.
Hosted by uCoz