Navigation bar
  Print document Start Previous page
 498 of 584 
Next page End  

Этой работе мысли над материалом обычно должно быть уделено особое место и время вслед за
первичным ознакомлением с ним; притом завершающая работа по подведению итогов этой работы
мысли совершается часто более успешно, если она отдалена известным интервалом от первичного
восприятия материала и ознакомления с ним. Но вместе с тем она никак не должна целиком
отодвигаться на какую-то последующую стадию; е¸ начальные этапы должны быть включены в само
восприятие материала и даже в известном смысле предварять его, подготовляя осмысленное первичное
его восприятие; мыслительная работа должна, таким образом, охватывать восприятие материала со всех
сторон — предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь.
Как бы хорошо ни был воспринят и осмыслен учебный материал, для прочного его усвоения
нужна по большей части дополнительная специальная работа, особенно в тех случаях, когда учебный
материал содержит более или менее значительное количество фактов, дат, цифровых данных. Однако
было бы в корне ошибочно ставить прочность усвоения знаний исключительно в зависимость от
последующей работы над материалом, отрывая е¸ от первичного его освоения. Первые основы для
прочного усвоения знаний закладываются в первичном восприятии материала. Прочность усвоения
знаний существенно зависит от самой подачи нового материала учащимся. Прочность усвоения и
запоминания, которую по большей части склонны целиком относить за сч¸т дальнейшей
повторительной работы, очень существенно обусловлена характером и качеством изложения, в котором
материал преподносится учащимся (в лекции или уроке учителя, в учебнике).
Экспериментальное исследование этой зависимости запоминания учебного материала от
характера изложения, проводившееся у нас нашим сотрудником А. Г. Комм, отч¸тливо е¸ вскрывает.
Приводимая ниже кривая, графически изображающая, как запомнили ученики
застенографированный нами урок истории в V классе, посвящ¸нный развитию науки у вавилонян,
наглядно показывает, как неравномерно запечатлелись у учащихся различные части материала.
Hosted by uCoz