Navigation bar
  Print document Start Previous page
 499 of 584 
Next page End  

Кривая запоминания учебного материала по уроку истории в V классе
Анализ изложения педагога и воспроизведения учащихся и их сопоставление дают возможность
в самом изложении педагога вскрыть причины различной запоминаемости учебного материала и
сделать ряд выводов о том, какие моменты в изложении особенно благоприятны для хорошего
запоминания.
Так, даваемая вначале общая установка содействует закреплению тех частей изложения, которые
с ней связаны; она сама запоминается, если она реализуется в изложении и закрепляется в
обобщающем, подводящем итоги заключении. В данном случае в изложении учителя исходная
установка (о роли практических задач, приведших вавилонян к занятию астрономией и геометрией), не
будучи проведена через изложение, естественно выпала из воспроизведения большинства учащихся.
Излагая данные, касающиеся астрономических наблюдений и изобретения календаря
вавилонянами, педагог дал стройный и логический ход рассуждения, но в дальнейшем не ч¸тко
разграничил в изложении эту научную линию от мифологических представлений. В результате
материал, данный в связном, ч¸тком, разв¸рнутом ходе рассуждения, запомнился особенно хорошо
(¹¹ 6—16); наличие в ходе изложения переплетающихся и неч¸тко расчлен¸нных линий да¸т
несовершенное воспроизведение (¹¹ 17—75), в котором сбивчивость первичного изложения более
или менее значительно усугублялась.
Наглядные моменты, не дающие цельного образа, и образ, не включ¸нный органически в главное
русло мысли, не запечатлелись, так что не всякая образность и наглядность, а лишь образность и
наглядность, органически объедин¸нные с основным, стержневым, смысловым содержанием материала,
оказывают действительно плодотворное влияние на усвоение материала.
Аналогичные выводы могут быть сделаны и на основании кривой запоминания учебного
Hosted by uCoz