Navigation bar
  Print document Start Previous page
 500 of 584 
Next page End  

материала по физике (см. ниже). Так, закон Паскаля, на основе которого в VII классе должен быть дан
вывод закона Архимеда, был на уроке привед¸н в начале без раскрытия зависимости между обоими
законами. В результате в воспроизведении учащихся
закон Паскаля вовсе выпал, как не связанный с
темой. В другом классе, где эти связи были вскрыты преподавателем, закон Паскаля был воспроизвед¸н
большинством учащихся.
Кривая запоминания учебного материала по физике
На основании анализа наших материалов можно сформулировать ряд аналогичных положений,
выражающих в конкретной форме зависимость запоминания от изложения, в котором материал
преподносится. Но в настоящей связи существеннее, чем эти частные положения, для нас тот более
общий, с несомненностью установленный факт, что воспроизведение того или иного материала
существенно зависит от характера его изложения: основы прочного усвоения материала закладываются
в процессе первичной его подачи.
Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение, потому что
недооценка его значения, связанная с тенденцией ставить усвоение знания в зависимость почти
исключительно от последующей работы, часто приводит к недооценке работы педагога над изложением
материала — первого основного звена в работе педагога-мастера. В частности та мысль, что изложение
педагога должно строиться с специальным уч¸том его запоминаемости, ещ¸ далеко не вполне осознана
педагогами.
Выявление значения первичного освоения материала никак не должно исключать значение
последующей работы по его закреплению. Это была бы позиция столь же, если не ещ¸ более
неправильная, чем та, которая отрицает или преуменьшает значение первой стадии — восприятия
материала. Притом так же, как на первой стадии закладываются основы не только для понимания, но и
для прочного запоминания материала, так же на последующих стадиях ид¸т работа не только над
запоминанием, но и над более глубоким осмыслением материала. Само повторение при правильной его
организации является повторным, вс¸ более углубл¸нным осмысливанием материала. Чем осмысленнее
и активнее работа по повторению, тем больший эффект она — при прочих равных условиях — да¸т и в
смысле прочности усвоения.
Таким образом, определ¸нное место в целях прочного усвоения знаний должно быть отведено
повторительному воспроизведению, служащему специально для закрепления знаний. Прочность
запоминания зависит не только от повторения, поскольку существенное влияние на не¸ оказывает
характер изложения и первичное восприятие материала, но она зависит и от повторения.
Механистическая педагогика, солидарная с механистической ассоциативной психологией, придавала
решающее значение самому факту повторения, как средству закрепления механических, ассоциативных
связей. Между тем в действительности повторение имеет также и даже прежде всего ещ¸ иное значение.
Повторение материала может быть прежде всего повторной проработкой, осмысливанием, а иногда и
переосмысливанием повторяемого материала. Этим не исключается и второе значение повторения как
средства закрепления ассоциативных связей.
Вопрос о значении повторения не может решаться абстрактно, независимо от характера
подлежащего закреплению материала. Бывает материал, который достаточно понять, осмысленно
воспринять, чтобы запомнить его надолго, если не навсегда. «Правила — чего их заучивать; они сами
Hosted by uCoz