Navigation bar
  Print document Start Previous page
 503 of 584 
Next page End  

выделенных нами звеньев процесса учения и их соотношение. Так, например, характер и роль первого
звена — восприятия учебного материала — на различных этапах существенно меняется: в младшем
школьном возрасте в соотношении чувственного и вербального материала ещ¸ очень велик удельный
вес чувственного восприятия. С этим связано особое значение принципа наглядности в системе
начального обучения. При этом задача наглядного обучения в школе заключается вс¸ же не в том,
чтобы, культивируя, закреплять рабскую зависимость мышления реб¸нка от чувственного восприятия, а
в том, чтобы, развивая в процессе обучения мышление реб¸нка, помочь ему перейти к активной работе
мысли по осмыслению бытия. В старшем школьном возрасте значение наглядности сохраняется, но
характер и роль е¸ изменяется: в единстве чувственной наглядности и отвлеч¸нного теоретического
знания вс¸ большим становится относительный удельный вес последнего; на основе приобрет¸нных
знаний и более развитого мышления само наблюдение становится более обобщ¸нным и
самостоятельным.
Существенные сдвиги происходят и в остальных звеньях процесса учения — в осмыслении,
закреплении знаний и овладении ими. В процессе осмысления материала вс¸ больше развивается
способность переходить из фактического плана в план теоретический, в область вс¸ более широких
теоретических обобщений; само закрепление знаний (их «запоминание») приобретает вс¸ более
осознанно-логический характер как по содержанию, так и по при¸мам; сначала в младшем школьном
возрасте наблюдается обычно большая зависимость учащегося от учебного материала; воспроизводя
его, он склонен всегда сохранять структуру подлинника; ему очень трудно да¸тся реконструирование,
перекомбинирование его; у младшего школьника простое закрепление материала заметно преобладает
над подлинным овладением, выражающимся в способности применять свои знания, используя их в
различных условиях. У старшего школьника нормально для этого имеются уже все возможности; если
они не реализуются, вина за это падает исключительно на постановку обучения.
Усвоение как знаний, так и навыков, вообще весь ход учения существенно обусловлен теми
специфическими отношениями, которые складываются у ученика в процессе обучения к учебному
материалу, к учителю, к самому учению.
Специфическое отношение к учению — это ответственное отношение. Учение — это
выполнение определ¸нных заданий, подготовка уроков. Самоконтроль, соблюдение дисциплины,
способность отложить развлечения или отказаться от них, чтобы подготовить урок, вовремя выполнить
все задания, — вс¸ это требует воли, характера, по крайней мере известных черт его. Через обучение
совершается и воспитание; обучение формирует не только те или иные способности, но и личность в
целом, е¸ характер и мировоззрение.
Учение проходит через всю жизнь человека; человек учится и должен учиться, повышая свою
квалификацию, совершенствуясь, и тогда, когда он включается в трудовую деятельность. Но в
школьные годы, годы уч¸бы, учению принадлежит особенно существенная роль; к этому периоду во
всей полноте своего значения относится положение: реб¸нок развивается обучаясь. В этот период
учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек.
В труде, игре и учении — в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется и
формируется личность. Психическое содержание труда, игры и учения — это психическое содержание
личности в труде, игре и учении. Так же как исследование сначала аналитически выделенных
психических процессов переходит в исследование психической стороны деятельности, в которую они
объективно входят, так и исследование психической стороны деятельности, различных видов е¸
переходит в исследование психических свойств личности, которая в этой деятельности и проявляется и
формируется.
Часть V
Введение
Все психические процессы, с изучения которых начался наш анализ психического содержания
деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в сво¸м реальном протекании зависит
от не¸.
Зависимость психических процессов от личности, как индивидуальности, выражается, во-
первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. У различных людей, в зависимости от общего
Hosted by uCoz