Navigation bar
  Print document Start Previous page
 506 of 584 
Next page End  

стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека.
Характер в сво¸м содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для
человека значимо в мире и в ч¸м поэтому для него смысл его жизни и деятельности. Именно то, что
особенно значимо для человека, выступает в конечном сч¸те в качестве мотивов и целей его
деятельности и определяет подлинный стержень личности.
Эти различные аспекты или стороны психического облика личности, конечно, не внеположны.
Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В конкретной деятельности человека все они сплетены в
одном узле. Направленность личности, е¸ установки, раз за разом порождая в однородных ситуациях
определ¸нные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в н¸м в виде свойств личности.
Наличие интереса к определ¸нной области деятельности стимулирует развитие способностей в
соответствующем направлении, а наличие определ¸нных способностей, обусловливая плодотворную
работу, стимулирует интерес к ней.
Так же тесна и неразрывна взаимосвязь способностей и свойств характера. Так, наличие больших
способностей, обусловливая сознание своих сил, своей мощи, не может не отразиться на
характерологических свойствах человека, порождая в одних случаях уверенность в себе, тв¸рдость,
решительность, в других — самомнение или беспечность, непривычку к упорному труду. Точно так же
малые способности могут обусловить в одних случаях робость, неуверенность в себе, в других
упорство, трудолюбие, привычку к усидчивому труду и т. п., т. е. очень существенные
характерологические свойства. Характерологические же свойства в свою очередь обусловливают
развитие способностей, поскольку способности развиваются, реализуясь, а реализация их зависит от
характерологических данных — целеустремл¸нности, настойчивости, упорства в достижении цели и т.
п. В отрыве от соответствующих характерологических свойств способности — это лишь очень
абстрактные и мало реальные возможности. Реальная способность — это способность в действии,
неуклонном и целеустремл¸нном; она поэтому не только способность, но и доблесть.
Так в реальной жизни личности все стороны е¸ психического облика, переходя друг в друга,
образуют неразрывное единство.
Это единство общего психического облика человека носит всегда более или менее ярко
выраженный индивидуальный характер. Понимание и уч¸т этих индивидуальных особенностей имеет
огромное значение в практической жизни; без них невозможна правильная расстановка людей и
рациональное их использование. Лишь при знании и уч¸те индивидуальных особенностей каждого
человека можно обеспечить всем людям наиболее полное развитие и применение всех их творческих
возможностей и сил. Не менее необходимо знание индивидуальных особенностей в процессе
воспитания и обучения. Индивидуализированный подход к каждому реб¸нку, к каждому учащемуся
является одним из основных требований правильно поставленного процесса воспитания и обучения.
В силу большого практического значения, которое имеет вопрос об индивидуальных
особенностях людей, к нему издавна привлекалось особое внимание, и нередко вся проблема
психологии личности, неправомерно сужаясь, сводилась только к этому вопросу об индивидуальных
особенностях. Между тем в действительности вопрос об индивидуальных особенностях и
межиндивидуальных различиях — это вс¸ же лишь один — дифференциальный — аспект в общей
проблеме психологии личности. Подлинное понимание различий в психических свойствах разных
людей предполагает знание самых этих свойств, их места и значения в строении личности.
Специально в дифференциальном плане вопрос не исчерпывается только межиндивидуальными
различиями; необходимо учитывать и внутрииндивидуальные различия.
Любой литературный критик знает, что встречающиеся иногда у плохих художников образы
злодеев, которые являются «чистым», т. е. абстрактным, воплощением злодейства без единого светлого
проблеска, или ангелов, которые являются «чистым», т. е. абстрактным, воплощением добродетели без
единого пятнышка, жизненно не правдивы. В научной, школьной психологии это положение до сих пор
почти не получило ещ¸ признания. Этим в значительной мере обусловлена абстрактность,
нежизненность господствующей
психологической науки, а также ряд существенных теоретических е¸
ошибок (в частности в трактовке и определении одар¸нности детей посредством однократных
кратковременных тестовых испытаний)
Каждый человек не только отличен от других, но он сам в различные моменты жив¸т и действует
на различных уровнях и достигает различных высот. И чем больше возможности человека и уровень его
развития, тем более значительна бывает иногда амплитуда
таких колебаний. Самый выдающийся
музыкант, акт¸р, лектор иногда оказывается «не на высоте», т. е. не достигает уровня вообще
доступных ему достижений, а в другой раз мы говорим что он превзош¸л самого себя, т. е. в особенно
Hosted by uCoz