Navigation bar
  Print document Start Previous page
 507 of 584 
Next page End  

благоприятный момент напряжения и подъ¸ма всех своих творческих сил поднялся ни высоту, которой
он обычно не достигает. Каждый человек таит в себе самом и иногда обнаруживает значительные
вариации в смысле уровня, высоты функционирования.
Те немногие исследователи, которые обратили внимание на факт внутрииндивидуальных
различий (У. Джемс, К Левин), порой придавали этому положению характер, вовсе разрывающий
единство личности.
Нельзя ни разрывать единство личности, ни сводить его к простой однородности. При этом
реальное единство психического облика личности многообразно и противоречиво. Но всегда находится
в конце концов такая стержневая для данной личности
позиция, с которой все свойственные ей
противоречия смыкаются в единстве. Н. В. Гоголь в молодости писал своей матери: «Правда, я
почитаюсь загадкой для всех: никто не разгадал меня совершенно. У вас почитают меня своенравным,
каким-то несносным педантом, думающим,
что он умнее всех, что он создан на другой лад от людей.
Верите ли, что я внутренне сам смеялся над собой вместе с вами. Здесь меня называют смиренником,
идеалом кротости и терпения. В одном смысле я самый тихий, скромный, учтивый, в другом —
угрюмый, задумчивый, неот¸санный и пр., в третьем — болтлив и докучлив до чрезвычайности, у иных
ум¸н, у других глуп. Только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер». [Н. В.
Гоголь, Собр. соч.: В 7 т. М., 1978. Т. 7. С. 51]
Внешне различные и даже противоположные поступки могут выражать применительно к
различным условиям конкретной ситуации одни и те же черты характера и проистекать из одних и тех
же тенденций или установок личности. Обратно: внешне однородные и как будто тожественные
поступки могут совершаться по самым разнородным мотивам, выражая совершенно не однородные
черты характера и установки или тенденции личности. Один и тот же поступок один человек может
совершить для того, чтобы помочь кому-нибудь, а другой — чтобы перед кем-нибудь выслужиться.
Одна и та же черта характера, застенчивость например, может в одном случае проявиться в смущении,
растерянности, в другом — в излишней шумливости и как будто развязности поведения, которой
прикрывается то же смущение. Само же это смущение и застенчивость нередко порождаются самыми
различными причинами — как-то: диспропорцией в одних случаях между притязаниями личности и е¸
способностями, в других — между е¸ способностями и достижениями и т. д. Поэтому ничего не пойм¸т
в поведении человека тот, кто не сумеет за внешним поведением вскрыть свойства личности, е¸
направленность и тенденции, из которых исходит е¸ поведение.
В итоге три основных положения приобретают принципиальное значение для
понимания
психологии личности.
1) Психические свойства личности в е¸ поведении, в действиях и поступках, которые она
совершает, одновременно и проявляются и формируются.
Поэтому равно неправильны как та
«статическая» точка зрения, которая исходит из свойств личности как чего-то изначально данного и
рассматривает е¸ действия и поступки лишь как проявление вовне е¸ от них независимой неизменной
сущности, так и та «динамическая» точка зрения, которая вовсе растворяет личность в ситуации и,
пытаясь безостаточно объяснить поведение из складывающихся в ней динамических соотношений,
превращает все свойства личности лишь в изменчивые состояния, лиш¸нные какой бы то ни было, даже
относительной, устойчивости.
Первая точка зрения знает личность только как предпосылку, вторая — в лучшем случае только
как результат деятельности или лишь как собственно мнимую, воображаемую точку пересечения
различных сил динамической ситуации. В действительности личность и е¸ психические свойства
одновременно и предпосылка и результат е¸ деятельности. Внутреннее психическое содержание
поведения, складывающееся в условиях определ¸нной ситуации, особенно значимой для личности,
переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности в свою очередь
сказываются в е¸ поведении. Нельзя, таким образом, ни отрывать личность от динамики е¸ поведения, в
котором она и проявляется и формируется, ни растворить личность в динамике е¸ поведения; они
взаимосвязаны и взаимообусловлены.
2) В психическом облике личности выделяются различные сферы или области черт,
характеризующие разные стороны личности; но при вс¸м сво¸м многообразии, различии и
противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной
деятельности человека и взаимопроникая друг друга, смыкаются вс¸ же в реальном единстве личности.
Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в
аморфной целостности, превращающей е¸ психический облик в бесформенную туманность, так и
другая, противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты и, утрачивая всякое
Hosted by uCoz