Navigation bar
  Print document Start Previous page
 508 of 584 
Next page End  

подлинное, внутреннее единство психического облика личности, тщетно затем ищет «корреляций»
между внешними проявлениями этих черт.
3) Психический облик личности во вс¸м многообразии е¸ психических свойств определяется
реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в его конкретной деятельности. Эта
последняя сама формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает
исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры.
Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определ¸нные исторические
условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение,
обусловливает психический облик личности, которая в свою очередь накладывает свой
индивидуальный отпечаток на е¸ образ жизни.
Глава XVII. Направленность личности
Установки и тенденции
Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого
себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в н¸м. Само существование его как организма
предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек
нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах, для его продолжения в других, себе
подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в ч¸м
человек нуждается, вс¸ расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека,
испытывается им как потребность. Потребность — это, таким образом, испытываемая человеком нужда
в ч¸м-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость
от него.
Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает
потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно,
существуют ещ¸ другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимым и не
испытываясь субъективно как потребность, представляют для человека интерес. Над потребностями и
интересами возвышаются идеалы.
Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его оттого, в ч¸м он нуждается или в
ч¸м он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на
соответствующий предмет. В отсутствие того, в ч¸м у человека имеется потребность или
заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его
беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более
или менее неопредел¸нная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже
сколько-нибудь отч¸тливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того как
тенденции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются
и становятся вс¸ более сознательными
мотивами деятельности, более или менее адекватно
отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно
вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей е¸ потребности или интереса, с
ней обычно связываются намечающиеся, но затормож¸нные двигательные моменты, которые
усиливают динамический, направленный характер тенденций.
Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях,
которые в
качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь е¸ целями
и задачами.
Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметного
содержания, поскольку направленность это всегда направленность на что-то, на какой-то более или
менее определ¸нный предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает.
К. Левин первый поставил в современной психологии во всей его принципиальной общности
вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими напряжениях как необходимом компоненте
подлинного объяснения психических процессов, которое до того в психологии пытались дать, оперируя
лишь связями-сцеплениями рефлексоидально-ассоциативного типа. Однако К. Левин, совершенно
абстрагировав динамический аспект от смыслового, пытается — как нам представляется, неправомерно
— превратить динамические моменты сами по себе, отчлен¸нные от содержания, в универсальный и
самодовлеющий механизм, объясняющий человеческую психику и человеческое поведение. Между тем
Hosted by uCoz