Navigation bar
  Print document Start Previous page
 509 of 584 
Next page End  

огол¸нные динамические отношения сами по себе, более или менее независимо от породившего их
содержания, действуют лишь при остром эффективном состоянии и в состояниях патологических.
Динамические тенденции в конкретной форме выступили в современной психологии впервые —
у З. Фрейда — в виде влечений. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно
направлено. Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а сама направленность,
выражающаяся во влечении, выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его
организме и идущее изнутри, из его
глубин. Так изображается природа динамических тенденций в
учении о влечениях у Фрейда, и эта их трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в
современном учении о мотивации. Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях,
фактически порождается потребностью в ч¸м-то, находящемся вне индивида. [К. Левин правильно
отметил двусторонний, субъективно-объективный характер всякой потребности, порождающий
динамическую тенденцию.]
И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека,
всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его,
взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях,
связанных с закрепл¸нным в организме раздражителем, на передний план выступает вс¸ же линия,
идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, это двусторонняя в конечном
сч¸те зависимость или соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь. Так это
происходит, когда общественно-значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом
и им принимаются, становятся личностно-значимыми для него. Общественно-значимое, должное,
закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь и
личностно-значимым для человека, порождает в н¸м динамические тенденции иногда большой
действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по
своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в
известном смысле противостоит тому, что непосредственно влеч¸т, поскольку в качестве должного
нечто приемлется не в силу того, что оно меня влеч¸т, что мне этого непосредственно хочется. Но это
не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как
некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениям и
желаниям. Вс¸ дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого
непосредственно хочется, а я потому этого хочу — иногда всем своим существом, до самых
сокровенных глубин его, — что я осознал общественную значимость этой цели и е¸ осуществление
стало моим кровным, личным делом, к которому меня влеч¸т иногда с силой, превосходящей силу
элементарных, только личностных влечений. В возможности такой обратимости этой зависимости
между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и
своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые е¸ образуют.
Из тенденций выделяется как особый момент установка. Установка личности — это занятая
личностью позиция, которая заключается в определ¸нном отношении к стоящим перед ней целям или
задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной
на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду,
говоря об установке, это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству соответствующих
движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка,
приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию. И в этих случаях налицо
избирательное отношение к определ¸нной задаче и приспособление органа к соответствующей
операции. Установка личности в широком, обобщ¸нном значении заключает в себе такое же
избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей
деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая весь е¸
психофизический строй.
Всякая установка — это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и
определяется; она обусловливает определ¸нную линию поведения, будучи сама обусловлена ею.
Образование установки предполагает вхождение субъекта в определ¸нную ситуацию и принятие им
задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, от определ¸нного распределения того, что
субъективно значимо для индивида.
Смена установки означает перестройку всего психического строя индивида, связанную с
перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результате определ¸нного
распределения и
внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности,
представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в
дальнейшем развиваются. Не будучи сама непосредственно движением в каком-нибудь направлении,
Hosted by uCoz