Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 584 
Next page End  

являются главным образом направления, ведущие борьбу против сенсуализма и отчасти
механистического атомизма ассоциативной психологии, которая является на первых порах
господствующим направлением психологии (Г. Спенсер, А. Бэн — в Англии, И. Тэн, Т. А. Рибо — во
Франции, Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, Т. Циген — в Германии, М. М. Троицкий — в России). В этот
период господствует ещ¸ тенденция рационалистического идеализма. В последующий период, в
послевоенные годы, которые становятся и для психологии годами острого кризиса, господствующими
вс¸ в большей мере становятся иррационалистические, мистические тенденции.
Антисенсуалистические тенденции выявляются сначала в связи с постановкой в психологии
проблемы мышления — в наиболее тонкой форме у А. Бине во Франции, у Д. Э. Мура и Э. Эвелинга в
Англии, в наиболее заостр¸нно идеалистической форме в Германии у представителей вюрцбургской
школы, находящейся под непосредственным влиянием идеалистической философии Э. Гуссерля,
воскрешающего платоновский идеализм и «реализм» схоластической философии. Вюрцбургская школа
строит психологию мышления на основе «экспериментального самонаблюдения». Основная цель е¸ —
показать, что мышление в своей основе — чисто духовный акт, несводимый к ощущениям и
независимый от чувственно-наглядных образов; стержнем его является «интенция» (направленность) на
идеальный объект, основным содержанием — непосредственное
«схватывание» отношений. Таким
образом, вюрцбуржцы возрождают в рамках «экспериментальной психологии» идеи
рационалистической философии, так же как их противники осуществляют принципы философии
эмпиризма. При этом оба направления при вс¸м их антагонизме вместе с тем объединены общим их
метафизическим подходом к вопросу о соотношении мышления и ощущения. Сенсуалистическая
психология стоит на позициях вульгарного метафизического эмпиризма, для которого нет перехода от
ощущения к мышлению. Тем самым приходилось либо вовсе отрицать качественную специфичность
мышления, сводя мышление к ощущениям, либо рассматривать мышление в отрыве от ощущения.
Постановка проблемы мышления в плане психологического исследования неизбежно должна была на
этой основе привести к рационалистическому противопоставлению мышления ощущению, вообще
чувственной наглядности.
Вслед за борьбой против сенсуалистического принципа начинается борьба и против
механистически-атомистического принципа ассоциативной психологии, против «психологии
элементов» и е¸ тенденции, навеянной идеалами механистического естествознания, разлагать все
сложные образования сознания на элементы и рассматривать их как результат сцепления, ассоциации
этих элементов. Ещ¸ В. Вундт пытается учесть качественное своеобразие целого по отношению к
элементам, вводя понятие апперцепции и творческого синтеза, противопоставляемого им простой
внешней ассоциации. К этому нововведению вынуждают Вундта экспериментальные факты. Так, уже
первые психологические работы по слуховым ощущениям, а именно исследования К. Штумпфа (1883),
показали, что тоны, сливаясь, а не внешне лишь ассоциируясь, образуют многообразные целостные
структуры, выступающие как новые специфические качества, несводимые на качества входящих в них
элементов. Затем Х. Эренфельс (1890) показал это на зрительных восприятиях и впервые вв¸л для
обозначения этого специфического нового качества целого термин «Gestaltqualitat». Последующие
исследования о восприятии музыкальных тонов и ряд других исследований вскрыли обширный
фактический материал, который не вмещался в рамки психологии элементов и принуждал к тому, чтобы
выйти за е¸ пределы.
Сначала этот выход за пределы механистической психологии элементов совершается по
преимуществу пут¸м противопоставления механизму ассоциаций различных форм «творческого
синтеза», как проявлений духовной активности (Вундт), «переходных состояний сознания» (Джемс) и т.
п. В последующий послевоенный период кризиса этот же вопрос о целостных образованиях,
несводимых на сумму элементов, разрешается исходя уже из существенно иных позиций структурного
формализма (гештальт-психология) и иррационалистической комплексности (лейпцигская школа).
Борьба против ассоциаций как основного объяснительного принципа экспериментальной
психологии находит себе выражение и в другой очень симптоматической тенденции — тенденции вовсе
отказаться от объяснения более сложных осмысленных («духовных») психических явлений и
ограничиться описанием тех форм, в которых эти духовные явления даны («описательная психология»
В. Дильтея). Но и эти тенденции (наметившиеся ещ¸ у Вундта, противопоставляющего
физиологической психологии историческую психологию народов, изучающую высшие духовные
образования — речь, мышление и т. д.) выступают на передний план уже в последующие послевоенные
годы — в период кризиса.
В годы, следующие за окончанием первой мировой войны, кризис принимает острые формы. Так
Hosted by uCoz